12.11.2024 10:46
"Родина"

Опубликован экономический расчет замены паровозов на электровозы в 1920 году

Текст:  Денис Передельский
Электронная библиотека исторических документов РИО оцифровала сборник документов об электрификации молодой Советской России. Среди них внимание на себя обращает доклад Генриха Графтио, специалиста по электрификации железных дорог, строителя первых гидроэлектростанций в СССР, академика АН СССР.
Вместо новых паровозов Советская Россия решила закупить более эффективные электровозы. / Дронов / РИА Новости
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Доклад Графтио прозвучал на VII сессии Центрального электротехнического совета 15 марта 1920 года. Он касался вопроса электрификации железных дорог.

Докладчик отмечал, что работа Народного комиссариата путей сообщения велась в двух направлениях: по разработке подробных проектов электрификации со всеми необходимыми переустройствами самих дорог и узлов; по составлению общих предварительных проектов, на основании которых возможно было судить о целесообразности замены паровой тяги электрической.

Сам Графтио выступал за электрификацию железных дорог, приводя целый ряд аргументов. Из его доклада следовало, что в 1920 году "появились факторы, ранее не существовавшие, а именно затяжной топливный кризис, которому суждено еще долго продолжаться".

По словам Графтио, возвращение к прежнему состоянию было совершенно исключено из-за изменившихся экономических конъюнктур не всероссийского, а мирового характера. Поэтому неизбежным становилось "обращение в почти полную негодность большей части существующего парового подвижного состава".

По его мнению, почти полный износ существовавшего на тот момент парового подвижного состава и вынужденный массовый заказ новых мощных паровозов создал момент, исключительно благоприятный во всей истории рельсовых путей России: "ибо представляется возможным взамен определенного количества новых паровозов заказать соответствующее количество электровозов".

Графтио отмечал, что в молодой Советской России создавался прочный и своевременный уклон в сторону технической, эксплуатационной и экономической возможности электрификации целых магистралей.

И призывал приступить к "началу действительного осуществления электрификации значительных участков железнодорожных магистралей", в том числе ввиду намечающегося фактического возобновления сношений со странами Запада.

Судьба паровоза, отремонтированного на первом субботнике 105 лет назад - видео

Одной из первых докладчик призывал электрифицировать головной участок Петроград - Званка Мурманской железной дороги, протяжением около 122 км. Графтио отмечал, что он расположен на всем своем протяжении в непосредственном соседстве с линиями передачи энергии.

Свои слова докладчик подкреплял экономическими расчетами, доказывая выгоду, которую даст электрификация и в финансовом отношении. Так, Графтио сообщал, что эквивалентный расход угля, который сжигался бы в паровозах на указанном участке железной дороги, составил бы около 2 770 000 пудов, или около 45 400 000 килограммов в год.

А при ее электрификации на перевозку такого же объема грузов и пассажиров потребовалось бы 16 000 000 киловатт-часов, что было эквивалентно расходу 19 200 000 килограммов угля. Получается, что электровозы гипотетически "сжигали" бы примерно в 2,36 раза меньше угля, чем паровозы.

Таким образом, абсолютная экономия в угле при переходе на электровозы выразилась бы в количестве около 26 200 тонн, или около 1 600 000 пудов, угля в год, а это составляло около 320 000 полноценных рублей довоенного времени в год при цене угля 20 копеек за пуд.

Кроме того, Графтио указывал на техническую разницу в подвижных составах. Для полноценной работы железнодорожного участка требовалось 11 товарных и 9 пассажирских электровозов либо 20 паровозов товарных типа Декапода и 15 паровозов пассажирских типа Прери.

"Ввиду всех изложенных соображений к электрификации участка Петроград - Званка Мурманской железной дороги надлежит приступить безотлагательно, наравне с сооружением гидроэлектрических силовых установок на Волхове и Свири с их линиями передачи энергии к Петрограду", - такими словами завершил свой доклад Графтио.

Единственное в России паровозное депо в Петербурге
Новости История