РИО продолжает работу над развенчанием мифов, устоявшихся за много лет. Ранее историки признали фальсификацией раздуваемый в сети миф о том, что Романовы сознательно переписывали документы, чтобы исказить историю нашей страны.
На этот раз члены РИО назвали фальсификацией миф о декоративных "потемкинских деревнях", якобы возведенных Григорием Потемкиным к приезду Екатерины II в Крым. Как говорят в обществе, это одна из самых спорных и обсуждаемых тем среди любителей отечественной истории.
Григорий Потемкин был выдающимся полководцем и государственным деятелем, а также одним из самых влиятельных и известных фаворитов Екатерины II. Личное расположение императрицы и высокое положение при дворе и в государственном аппарате в одно время сделали его самым могущественным человеком в стране.
В советских учебниках истории Потемкина называли талантливым администратором, который стал ближайшим помощником Екатерины II в проведении политики укрепления абсолютистского государства. Он был участником многих известных событий, например, в 1774 году подавлял восстание Емельяна Пугачева.
В 1775 году по его инициативе была ликвидирована Запорожская Сечь "как возможный очаг нового массового выступления". В 1776-м Потемкин получил титул князя "Священной Римской империи", а в 1783-м реализовал свой проект присоединения Крыма к России, получив за это титул светлейшего князя Таврического.
Однако самым известным в народе мифом, связанным с именем Потемкина, стала именно история создания "потемкинских деревень". Более того, это словосочетание вошло в русский язык и стало синонимом обману. Но современные историки настаивают на том, что обманом является сам миф о "потемкинских деревнях".
Как говорят в РИО, впервые "потемкинские деревни" упоминаются в письме австрийского дипломата де Линя, написанном в 1787 году на обратном пути из Крыма. Причем, судя по письму, уже тогда народ понимал, что речь идет не об установленном факте, а о слухах.
"Уже распространились смехотворные басни, будто по нашему пути перевозили картонные деревни на расстояние в сотню лиг; что корабли и пушки были нарисованы, кавалерия - без лошадей и т. д.; города без улиц, улицы без домов и дома без крыш, без дверей и окон", - писал австрийский дипломат.
Басни эти утихли, и о них вспомнили только 10 лет спустя. В 1797-1800 годах секретарь посольства Саксонии в Петербурге Георг фон Гельбиг опубликовал в гамбургском журнале "Минерва" биографию князя Потемкина, где упомянул этот миф еще раз.
В РИО подчеркивают, что фон Гельбиг лично не сопровождал Екатерину в ее поездке в Крым, то есть он просто пересказывал ничем не подтвержденную байку.
Прошло еще много лет, и о "потемкинских деревнях" в своих мемуарах написал шведский дипломат Иоанн Альберт Эренстрем. Впоследствии о "потемкинских деревнях" писали и другие известные деятели, в числе которых были Карл Маркс и Александр Герцен.
"Существуют два аргумента, развенчивающие этот миф, - сообщает РИО. - Первый заключается в том, что, хотя Потемкин действительно "декорировал города и селения", он "никогда не скрывал, что это декорации".
Сохранились десятки источников (воспоминаний, записок и других документов), подробно зафиксировавших ход путешествия императрицы по Новороссии и Тавриде. Ни в одном из составленных в ходе поездки или же "по горячим следам" источников нет и намека на "потемкинские деревни", хотя о декорировании упоминается неоднократно".
Второй аргумент связан с тем, что масштаб государственных преобразований, произведенных в Новороссии, императрицу удовлетворил, о чем она писала сама: "Чтобы видеть, что я не попусту имею доверенность к способностям фельдмаршала князя Потемкина, надлежит приехать в его губернии, где все части устроены как возможно лучше и порядочнее; войска, которые здесь таковы, что даже чужестранные оные хвалят неложно; города строятся; недоимок нет".
Кроме того, в свиту императрицы входили сенаторы Андрей Шувалов и Степан Стрекалов, которым было поручено проводить ревизию губернского управления. Они официально зафиксировали "цветущее" состояние края под руководством Потемкина, и никакого намека на бутафорские деревни в документах не было.
"Исторические источники свидетельствуют, что миф о "потемкинских деревнях" является фальсификацией, которая на протяжении нескольких столетий использовалась для негативной характеристики российской действительности", - подытожили в РИО.