Принятие нового закона мотивировано тем, что прежний, "Об охране памятников истории и культуры", не соответствовал аналогичному федеральному, отмечают в общественном движении "Архнадзор". При этом в 17-й статье московского закона есть формулировка, которая прямо противоречит закону федеральному: "Выявленные объекты культурного наследия, в отношении которых до 1 июля 2025 года не приняты решения о включении в реестр, подлежат исключению из перечня выявленных объектов культурного наследия".
Реестр - это, собственно, список объектов культурного наследия, которые нельзя сносить, перестраивать. Сейчас в перечне выявленных памятников - тех, которые ожидают экспертизы, чтобы войти или не войти в реестр - 1728 зданий, сооружений, парков, погребений и иных объектов. Это примерно четверть московского наследия, отмечают градозащитники. Перечень этот пополнялся с 1970-х годов. И теперь все может пойти под нож. Или ковш.
При этом федеральный закон "Об объектах культурного наследия..." не предполагает исключения выявленных памятников из перечня по сроку давности. Только на основании акта государственной историко-культурной экспертизы. Но в Москве решили идти своим путем.
Как получилось, что закон субъекта Российской Федерации противоречит закону самой Российской Федерации?
- Об этом надо спрашивать тех, кто этот московский закон принимал, - говорит Константин Михайлов, член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, главный редактор сайта "Хранители наследия". - Вообще меня удивляет сама процедура: принимается новый городской закон об объектах культурного наследия, но без какого-либо широкого обсуждения, без общественной дискуссии, без объяснений, зачем он нужен. Хотя в Москве есть сообщество, которое участвует в жизни памятников. Не только "Архнадзор", но и Всероссийское общество охраны памятников, и различные художественные организации, и волонтерское сообщество, которое в контакте с Департаментом культурного наследия занимается реставрацией. Так почему не обсудить этот закон в широких общественных аудиториях? Разве это повредило бы делу?
Пока у экспертов складывается впечатление, что подобные законы или поправки к ним принимаются втихую специально, чтобы избежать общественной дискуссии и потрафить строительному лобби, аппетиты которого растут, тем более в столице. Ведь если объект лишен какого-либо охранного статуса это развязывает руки застройщикам, которые могут сносить или перестраивать здания, застраивать территории.
- Есть общественный совет при Департаменте культурного наследия: почему там эту тему не обсудить? Этот совет не собирался более пяти лет и из этого мы делаем вывод, что существует он формально. Как видно, никакие советы не нужны при определении будущего культурного наследия столицы, - констатирует Михайлов.
Он уверен, что решение исключить из списка выявленных объектов культурного наследия те, что не успели пройти экспертизу, совершенно нелогично: "Почему тогда не написать противоположное: если объекты не успели пройти экспертизу, то автоматически зачисляются в единый государственный реестр объектов культурного наследия?"
Восстановление памятников архитектуры волонтерами из Франции и РоссииФедеральный закон не предусматривает никаких других причин для исключения объектов из перечня выявленных - только если против включения высказались аккредитованные эксперты. Очевидно, в Москве просто хотят разрубить гордиев узел и избавиться от выявленных объектов культурного наследия, что накопились в огромном количестве за десятилетия.
- Тогда мы рискуем их потерять. Но выявленный объект культурного наследия - не просто статус - это все плоды многолетней работы и государственных, и городских органов охраны памятников, и общественников разных поколений. И все это собираются перечеркнуть решением, которое идет вразрез с федеральным законом, - объясняет Константин Михайлов.
К сожалению, во время разговоров в нашей стране о важности культурного наследия, в том числе архитектурного, оно как никогда близко к уничтожению. Например, ранее Минэкономразвития направило для согласования в Минстрой проект закона, который фактически направлен на разрушение законодательства об охране наследия. В проекте закона предлагается лишать охранных статусов объекты по решению местных властей. Так что Москва со своим законом играет на опережение.
Победить строительное лобби практически невозможно, но уже запущенной машине можно было бы помешать, например, придав огласке проблему на Совете при президенте.
- По любому вопросу обращаться в президентские структуры тоже неправильно, им есть, чем заняться в нынешние времена. В самой Москве потенциал для решения таких вопросов есть. Почему этот потенциал не используется, вопрос не ко мне, - говорит Константин Михайлов.