Биографическая справка
Владимир I (?-1015), князь новгородский (969), великий князь киевский (980-1015). Первый русский князь, официально принявший титул великого князя. Младший сын князя Святослава. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Булгарией (Болгарией), Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осётр, Трубеж, Сула и др.; заново укреплен и застроен каменными зданиями Киев. В 988-989 годах крестился сам (христианское имя Василий) ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах назван Владимир Красное Солнышко. Канонизирован Русской православной церковью.
Доводы в пользу братоубийства
В разгар кровавой братской распри Владимир, испугавшийся властолюбия Ярополка, бежал из Новгорода за море к варягам. Выдающийся дореволюционный русский историк Сергей Михайлович Соловьев со всей откровенностью поведал о княжеском характере: "Владимир вовсе не был князем воинственным, не отличался удалью, подобно отцу своему, в крайности решался на бегство перед врагом, спешил укрыться в безопасном месте; предание, сохранившееся в песнях, также не приписывает ему личной отваги, выставляет его вовсе не охотником до проявлений дикой силы".
История Государства Российского в изображениях державных его правителейПосле бегства Владимира к варягам Ярополк объединил его новгородские владения с киевским княжеством и стал единодержавным правителем Руси. О том, что произошло дальше, красочно поведал государственный историограф Николай Михайлович Карамзин: "Но Владимир искал между тем способа возвратиться с могуществом и славою. Два года пробыл он в древнем отечестве своих предков, в земле Варяжской; участвовал, может быть, в смелых предприятиях Норманов, которых флаги развевались на всех морях Европейских и храбрость ужасала все страны от Германии до Италии; наконец собрал многих Варягов под свои знамена; прибыл [в 980 г.] с сей надежною дружиною в Новгород, сменил Посадников Ярополковых и сказал им с гордостию: "Идите к брату моему: да знает он, что я против него вооружаюсь, и да готовится отразить меня!"
Мы видим, что Владимир унаследовал благородный характер отца, открыто объявлявшего неприятелю о собственных завоевательных замыслах. Владимир с помощью наемной варяжской дружины осадил Ярополка в Киеве и победил его, по словам Карамзина, "не храбрым приступом, но злодейским коварством". Владимир во время переговоров приказал захватить и убить своего сводного брата Ярополка Святославича. Достигнув верховной власти при помощи наемников-варягов, Владимир проявил редкую предусмотрительность и государственную мудрость. Он не оставил варягов в столице, справедливо опасаясь возможных в будущем посягательств наемников на княжескую казну и княжескую власть. Используя изящную многоходовую комбинацию, Владимир ловко удалил варягов за пределы государства Российского, решительно избавившись от весьма вероятного источника грядущих дворцовых переворотов и сохранив целостность державы.
Государственный историограф Карамзин, сожалея о трагической гибели предательски умерщвленного Ярополка, вынес ему, однако, суровый приговор и фактически оправдал действия Владимира государственной необходимостью. Князь Ярополк "оставил для Истории одну память добродушного, но слабого человека. … Государь, который действует единственно по внушению любимцев, не умея ни защитить своего трона, ни умереть Героем, достоин сожаления, а не власти".
Пролив кровь старшего брата, Владимир Святославич преступным путем занял великокняжеский престол в Киеве. Таким образом, единодержавие на Руси, некогда нарушенное князем Святославом, было восстановлено Владимиром железом и кровью. "Главное право его на вечную славу и благодарность потомства, - констатирует Н.М. Карамзин, - состоит, конечно, в том, что он поставил Россиян на путь истинной Веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные. Сей Князь, похитив Единовластие, благоразумным и счастливым для народа правлением загладил вину свою..."
Дореволюционная детская писательница Александра Иосифовна Ишимова очень доходчиво объяснила своим юным читателям логику действий Владимира в его противостоянии с Ярополком, оправдав убийство старшего брата дикими нравами, царившими в ту далекую дохристианскую эпоху. "Ужасно слышать, что брат погиб в доме брата своего! Но так часто случалось у народов, еще не знавших Бога истинного, у жалких идолопоклонников. Они считали долгом мстить за обиды, - и Владимир, наказывая одного брата за смерть другого, верно, думал, что исполняет дело, приятное его деревянным богам!"
Границы и дружина
Великий князь Киевский Владимир Святославич значительно расширил владение Киевской Руси. В 981 году занял Перемышль. В 981 и 982 годах совершил успешные походы на вятичей, в 983 году на ятвягов (древнее племя, этнически близкое литовцам) и продвинулся к Балтийскому морю. Владимир Святославич укрепил связи между отдельными частями Древнерусского государства и поставил в занятых землях вместо местных князей своих ставленников.
"Но главная черта деятельности Владимира, - утверждает историк С.М. Соловьев, - состоит в защите Русской земли, в постоянной борьбе с степными варварами. Святослав заслужил упрек, что для чужой земли покинул свою, которою едва было не овладели варвары; Владимир, наоборот, стоял всегда сам настороже против этих варваров и устроил сторожевую линию из ряда городков или укреплений по близким к степи рекам. Понятно, какое впечатление на народ должна была произвести такая разница между поведением отца и сына. Но, кроме того, личный характер Владимира был способен также возбудить сильную народную привязанность. …Владимир не любил жить один; он любил дружину, говорит летопись, думал с нею о строе земском, о ратях, об уставе земском; любя думать с дружиною, Владимир любил пировать с нею; о пирах его остались предания и в летописях, и в песнях".
Великий князь не только пировал с дружинниками, но и постоянно советовался с ними как с людьми, весьма искушенными в ратном строе и в управлении государством. Именно дружина составляла подлинный ближний круг великого князя Владимира. По словам С.М. Соловьева, "сам князь Владимир не был богатырем из богатырей, отсюда богатырство дружинников выказывалось резче, отдельные предприятия часто поручались мужам из дружины княжеской, которые таким образом могли выказаться". Княжеская дружина была прообраз главного штаба, осуществляющего важнейшие функции военного и гражданского управления государством Российским. Дружина отлично осознавала свою ключевую роль в государстве, поэтому весьма ревниво относилась к внешним знакам отличия, указывающим на ее особый статус. Однажды во время роскошного пира дружинники возроптали на князя: отчего им подают к обеду деревянные, а не серебряные ложки. Великий князь Владимир, узнав о недовольстве дружинников, велел сделать для них серебряные ложки, благоразумно заметив: "Серебром и золотом не добудешь верной дружины; а с нею добуду много и серебра и золота, подобно отцу моему и деду".
Первые русские монеты
В годы правления Владимира на Руси появилась собственная золотая и серебряная монета - златники и сребреники. До нашего времени дошло всего лишь 10 златников. Это - исключительно редкая монета. Ее вес 4,15 г. Диаметр 22 мм. На лицевой стороне монеты помещена надпись "Владимир на столе", то есть на престоле, и изображен Владимир в великокняжеской шапке, которая украшена крестом и подвесками. В правой руке великий князь держит крест, у левого плеча Владимира находится трезубец - княжеский знак Рюриковичей и герб великого княжества Киевского. На оборотной стороне златника изображен Иисус Христос с Евангелием в левой руке и с благословляющей правой рукой.
До нашего времени дошло 240 сребреников. Эта первая русская серебряная монета весит 3,45 г. и имеет диаметр 28 мм. На лицевой стороне монеты изображен Владимир на великокняжеском престоле, на обороте - княжеский знак Рюриковичей трезубец. Круговая надпись "Владимир на столе" начинается на лицевой стороне монеты и заканчивается на ее оборотной стороне: "А се его сребро". Выпуск златников и сребреников диктовался не насущными потребностями относительно примитивной экономики той эпохи, которая отлично обходилась наличной византийской и арабской золотой и серебряной монетой, а политическими амбициями великого князя: собственная монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя. "Век Св. Владимира был уже веком могущества и славы" государства Российского. Так утверждает государственный историограф Карамзин.
Приемник великого князя Владимира князь Святополк Окаянный, правивший в 1015-1019 годах, уже не чеканил собственных златников, до нас дошли только его сребреники. Великий князь Киевский Ярослав Мудрый, правивший в 1019-1054 годах, практически не чеканил собственной монеты, лишь в годы его княжения в Новгороде в течение двух лет чеканилась монета "Ярославле сребро". С XII века начался так называемый безмонетный период в истории русского денежного обращения, продолжавшийся до конца XIV века. Нужды международной европейской торговли требовали достойных денежных знаков - и ими стали гривны. Гривна киевская отливалась в открытых земляных формах и представляла собой серебряный слиток ромбической формы весом 158 г., длиной 75 мм., шириной 35 мм. Гривна новгородская имела форму серебряной палочки весом около 200 г., длиной 135 мм., шириной 10 мм., высотой 12 мм. В XIII веке этот слиток стал называться рублем. Рубли отливались в два приема и имели литьевой шов или рубец. Древнерусской слово "рубь" означает шов или кайму и не имеет никакого отношения к глаголу "рубить". Нужды мелочной местной торговли обслуживали различные заменители денег: бусы и меха. Связка мехов выполняла роль монеты.
В древнерусском языке в течение очень долгого времени не было слов "деньги" и "монета". Вместо них употребляли слово "скот". Бережливость, стяжательство и любовь к деньгам называли "скотолюбием". Казна великого князя именовалась "скотницей", а казначей носил громкое имя "скотника".
Княжеские междоусобицы: продолжение следует
Н.М. Карамзин, исключительно высоко оценивая заслуги великого князя Владимира I перед государством Российским, не счел возможным умолчать о его главной политической ошибке - восстановлении удельной системы правления для своих многочисленных сыновей. "Владимир отправил малолетних Князей в назначенный для каждого Удел, поручив их до совершенного возраста благоразумным пестунам. Он, без сомнения, не думал раздробить Государства и дал сыновьям одни права своих Наместников; но ему надлежало бы предвидеть следствия, необходимые по его смерти. Удельный Князь, повинуясь отцу, самовластному Государю всей России, мог ли столь же естественно повиноваться и наследнику, то есть брату своему? Междоусобие детей Святославовых уже доказало противное; но Владимир не воспользовался сим опытом: ибо самые великие люди действуют согласно с образом мыслей и правилами своего века".
Образ же мыслей и правила века заключались в том, что сменявшие друг друга на княжеском престоле правители государства Российского мучительно - методом проб и ошибок - искали оптимальную модель управления обширной державой, с одной стороны, неуклонно расширявшей свои пределы, а с другой - постоянно подвергавшейся внешней опасности со стороны кочевников. Поэтому вновь возобновленная после смерти Святослава удельная система стала попыткой великого князя Владимира укрепить власть на местах. Одно лишь время могло всё расставить по своим местам и продемонстрировать в ближайшем и отдаленном будущем то, насколько оправданным или ошибочным оказался своеобразный социальный эксперимент, вторично поставленный великим князем над Древней Русью.