Старинные изделия из керамики и бронзы, традиционный фарфор, предметы одежды и быта, изделия гончаров 17-20 веков соседствуют в экспозиции с современными произведениями китайской пейзажной живописи и каллиграфии. Глаза разбегаются! Но посетители неизменно задерживаются у стендов с фарфоровыми изделиями. Ведь китайские мастера положили начало не только современному фарфору, но и основным принципам эстетики утилитарного, превратив бытовое искусство в высокое, передав в своих работах суть связи природы и человека и одухотворив обыденные вещи.
И много веков назад, и в наши дни умельцы из Поднебесной органично сочетали в своем творчестве национальную технику и зарубежные мотивы. Вот и сегодня во многих популярных туристических центрах, будь то шикарный Дворец инвалидов с гробницей Наполеона в Париже или камерная этнографическая деревня на японском острове Окинава, вся за редчайшими исключениями керамическая сувенирная продукция изготовлена китайскими мастерами. А на хабаровской выставке сразу цепляет взгляд фигура японского самурая, изготовленная полтора столетия назад!
Китайский дворец в музее-заповеднике "Петергоф"Тем не менее, самую значительную часть древнекитайского культурного наследия составляет бронзолитейное искусство, достойно представленное на выставке. Бронзовый сплав считался драгоценным металлом, из которого изготавливались предметы роскоши, церемониальная и литургическая утварь, погребальный инвентарь знати, подношения храмам и подарки. Даже малообеспеченные семьи старались приобрести хотя бы несколько бронзовых сосудов, которые, став главными семейными ценностями, нередко передавались по наследству от поколения к поколению.
Но, пожалуй, самым любопытные остановки в "Маленьком путешествии по большому Китаю" - у экспонатов, связанных с искусством китайской каллиграфии. Письменность Китая - одна из древнейших в мире, и сегодня здесь пользуются практически той же системой иероглифов, что пять тысяч лет назад. Древнее искусство создания уникальных художественных композиций из иероглифов и их начертаний - сущность китайской культуры и предмет гордости. По трудности изучения этот язык занимает первое место в мире. И не удивительно: письменность состоит из 60 тысяч иероглифов!
Ну а каллиграфия, искусство изображения слов - ключ к пониманию менталитета китайского народа. Ведь это не просто средство общения, горизонтальные и вертикальные линии, которые наносятся одним ровным движением. Феномен китайской каллиграфии в том, что она является выражением внутреннего мира художника. Ее можно назвать живописью, настолько сильно она воздействует на зрителя разнообразием стилей и богатством форм.
Китайская живопись и каллиграфия - сестры. Не случайно каждый китайский мастер является одновременно и каллиграфом, и художником. А "Четыре драгоценности ученого" - до сих пор обязательные предметы для образованного человека в Китае. Без кисти, бумаги, туши и тушечницы не обходятся ни поэты и художники, ни каллиграфы и ученые.
Выставка в Хабаровске - не только о красоте и разнообразии традиционного китайского искусства, но и о важности культурного сотрудничества, необходимости знать и понимать художественный язык близких соседей.