Первым художественным фильмом Российской империи стала снятая в 1908 году "Понизовая вольница" (другие названия - "Стенька Разин", "Стенька Разин и княжна") режиссера Владимира Ромашкова. Это экранизация небольшого отрывка одноименной пьесы Василия Гончарова, рассказывающая о драматическом эпизоде из жизни знаменитого атамана Войска Донского Степана Разина. В фильме его сыграл актер Евгений Петров-Краевский.
Снимали семиминутный фильм несколько месяцев. В основном натурные съемки проходили летом 1908 года на озере Разлив недалеко от Санкт-Петербурга. Для массовки были приглашены 150 человек - очень масштабно по тем временам. "Картина эта до известной степени делает эру в истории русского кинематографического театра", - писал театральный журнал "Сцена".
Начало было положено. Эволюцию исторического киножанра было уже не остановить. В честь Международного дня кино мы выбрали семь самых популярных, значимых, резонансных киноработ, оставивших не просто след, но глубокую борозду в истории отечественной и мировой культуры.
"Броненосец Потемкин", 1925
Режиссер: Сергей Эйзенштейн.
В главных ролях: Александр Антонов - Вакуленчук; Владимир Барский - командир Голиков; Григорий Александров - лейтенант Гиляровский; Иван Бобров - юный матрос.
Сюжет: в июне 1905 года матросы стоявшего на рейде Одессы броненосца "Потемкин" взбунтовались из-за того, что их пытались накормить червивым мясом. Зачинщики бунта были приговорены к расстрелу. Но исполнению приговора помешали их товарищи, бросившиеся на выручку. Офицеры выброшены за борт, а вдохновитель восстания - матрос Вакуленчук - гибнет в схватке...
Штрих: по сюжету фильма восставшие поднимают над броненосцем красный флаг, но в черно-белом фильме красный флаг выглядел бы черным. Поэтому в картине снимали белый флаг, а на копии, предназначенной для премьеры в Большом театре, он был вручную раскрашен в красный цвет. Это произвело на зрителей неизгладимое впечатление.
След в истории: фильм многократно становился объектом цитирования, в разные времена отечественные и зарубежные режиссеры обращались к сцене расстрела на Потемкинской лестнице, особенно к кадру с катящейся вниз детской коляской.
"Петр Первый", первая серия вышла в 1937 году, вторая - в 1938-м
Режиссер: Владимир Петров.
В главных ролях: Николай Симонов - Петр I; Николай Черкасов - царевич Алексей Петрович; Алла Тарасова - Екатерина I; Михаил Жаров - светлейший князь Александр Меншиков.
Сюжет: жизнь и государственная деятельность царя Петра Великого на фоне становления Российской империи, создания регулярной армии, трагическая история царевича Алексея.
Штрих: в Озерках, под Санкт-Петербургом, мастера-декораторы возвели шведскую крепость, на постройку которой ушло сорок вагонов леса.
След в истории: режиссер Александр Поздняков подчеркнул, что "образ Петра в этом фильме очень сильно перекликается с образом самого Сталина - мудрый вождь, принимающий тяжелые, но важные решения, ни перед чем не останавливающийся ради блага своего народа".
"Чапаев", 1934
Режиссеры: братья Васильевы. На самом деле Сергей и Георгий Васильевы - однофамильцы.
В главных ролях: Борис Бабочкин - начальник дивизии Василий Чапаев; Борис Блинов - комиссар Дмитрий Фурманов; Варвара Мясникова - Анка-пулеметчица; Леонид Кмит - Петька, ординарец Чапаева.
Сюжет: дивизия Красной армии под командованием Василия Чапаева сражается с войсками Белой армии под командованием полковника Бородина. Раненому комдиву, уходящему от погони, не удается переплыть Урал...
Штрих: главным зрителем и критиком картины был Сталин. Он считал "Чапаева" лучшим фильмом советской кинематографии и смотрел его больше 30 раз.
След в истории: "Чапаев" был удостоен множества советских и международных премий и разошелся на цитаты. Чапаев, Петька и Анка стали популярнейшими героями народного фольклора.
"Иван Грозный", первая серия вышла в 1945 году, вторая - в 1958-м
Режиссер: Сергей Эйзенштейн.
В главных ролях: Николай Черкасов - царь Иван Грозный; Михаил Жаров - опричник Малюта Скуратов; Амвросий Бучма - опричник Алексей Басманов; Серафима Бирман - Ефросинья Старицкая.
Сюжет: царь всея Руси Иван Васильевич предпринимает поход на Казань, одерживает победу над недружественным ханом. Но у царя остаются не менее опасные внутренние враги...
Штрих: в сентябре 1946 года продолжение фильма подверг критике Центральный Комитет ВКП(б): "Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма "Иван Грозный" обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, ... а Ивана Грозного - слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета".
След в истории: картину снимали на черно-белую пленку, за исключением двух эпизодов - танца опричников в Александровской слободе и финального монолога царя на престоле. В этих сценах цвет, по замыслу режиссера, выступал в качестве самостоятельного выразительного средства. Такой прием оказал в дальнейшем большое влияние на эстетику цвета в отечественном кино.
"Андрей Рублев" (первоначальное название - "Страсти по Андрею"), 1966
Режиссер: Андрей Тарковский.
В главных ролях: Анатолий Солоницын - Андрей Рублев; Иван Лапиков - Кирилл; Николай Гринько - Даниил Черный; Николай Сергеев - Феофан Грек.
Сюжет: жизнь иконописца Андрея Рублева на фоне борьбы православного христианства с остатками язычества и междоусобного соперничества за власть сыновей Дмитрия Донского.
Штрих: исполнитель главной роли Анатолий Солоницын молчал четыре месяца, чтобы его голос в эпизоде снятия обета молчания звучал осипшим и выглядел максимально убедительно.
След в истории: впервые в советском кино был представлен эпический взгляд на духовную, религиозную сторону средневековой Руси. "Андрей Рублев" не раз входил в отечественные и зарубежные списки лучших фильмов, отмечен многими премиями.
"Звезда пленительного счастья", 1975
Режиссер: Владимир Мотыль.
В главных ролях: Ирина Купченко - княгиня Екатерина Трубецкая, урожденная графиня Лаваль; Алексей Баталов - князь Сергей Трубецкой; Наталья Бондарчук - княгиня Мария Волконская; Олег Стриженов - князь Сергей Волконский.
Сюжет: фильм посвящен подвигу жен декабристов, последовавших в ссылку за своими мужьями.
Штрих: картину помогли снять простые ленинградцы, поскольку ее финансирование было урезано вдвое. Актеры массовки отказались от гонораров.
След в истории: фильм вошел в ряды самых кассовых кинолент за всю историю советского кинематографа. Снискал зрительскую любовь в том числе благодаря замечательному романсу "Не обещайте деве юной" на стихи Булата Окуджавы и музыку Исаака Шварца.
"Агония", фильм был готов в конце 1974 года, но вышел на экраны только в 1985-м
Режиссер: Элем Климов.
В главных ролях: Алексей Петренко - Григорий Распутин; Анатолий Ромашин - император Николай II; Велта Лине - императрица Александра Федоровна; Алиса Фрейндлих - Вырубова, Леонид Броневой - Манасевич-Мануйлов.
Сюжет: одиозная фигура Григория Распутина на фоне распада Российской империи.
Штрих: съемочной группе выплатили гонорары, а готовый фильм лег на полку на долгие 10 лет - цензура к прокату не допустила. Климову удалось показать "Агонию" Андрею Тарковскому. После сеанса тот сказал: "Ты погиб. Твой фильм разрушает все стереотипы советского исторического кино".
След в истории: в "Агонии" впервые в истории отечественного кинематографа показана трагедия Николая II, агония государства и династии, тесно связанная с болезнью единственного наследника престола.