Про Дорогу жизни, пролегавшую по льду Ладожского озера, известно всем. Шлиссельбургская магистраль такой славы не получила. Но именно по ней за 15 месяцев, остававшихся до полного снятия блокады, в Ленинград было доставлено три четверти грузов.
Только цифры
Дорога протяженностью 33 километра с двумя промежуточными станциями, тремя деревянными мостами, устройствами для электро- и водоснабжения была построена за 17 дней силами 5 тысяч человек, преимущественно женщин. Сдана в строй 5 февраля 1943 года, действовала до 10 марта 1944 года.
На пути трассы были речки Назия и Черная и главная водная преграда - Нева. Через неё построили полукруглый (такая форма обладает большей устойчивостью к напору течения реки) низководный мост длиной 1,3 тысячи метров на 2650 вбитых в дно реки и вмороженных в лёд деревянных сваях. Этот временный мост собрали за 11 суток.
Первый поезд с Большой земли пришёл на Финляндский вокзал в 10 часов 9 минут 7 февраля 1943 года. Он привёз 800 тонн сливочного масла - 40 вагонов. В обратную сторону были отправлены отливки оружейных стволов.
К концу мая 1943 года в Ленинград приходило по 25-30 составов в сутки. С февраля по декабрь 1943-го в Ленинград было пропущено 3105 и из Ленинграда - 3076 поездов. 9000 тонн грузов мог провести один эшелон, заменяя до тысячи грузовиков-полуторок. 75% грузов пришло в Ленинград по железной дороге.
Сначала составы двигались только ночью, но к марту 1943-го пошли и в светлое время суток. Шли они "караванами": несколько поездов в сторону Ленинграда, затем обратно - в направлении Большой земли. Такая система позволяла пропустить по железнодорожной ветке максимальное количество составов. Сначала интервалы между поездами составляли около получаса, через некоторое время их удалось сократить почти до 5 минут.
Железная дорога строилась и действовала фактически под постоянным обстрелом: на Синявинских высотах стояло почти триста орудий противника, а саперы при прокладке путей обезвредили около двух тысяч неразорвавшихся снарядов и мин. Из паровозной колонны в 600 человек погиб каждый третий, 175 человек были ранены. 1200 раз приходилось ремонтировать трассу после прямых попаданий вражеской артиллерии.
"Мы без устали играли со смертью"
"Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью".
Из воспоминаний машиниста В.М. Елисеева
"...Паровоз 718-30 подвергся обстрелу. Повредило магистраль. Путь засыпало землей. Исправления и расчистка пути произведены силами бригады под непрекращающимся обстрелом. Поезд выведен невредимым. Позже поезд подвергся воздушному налету. Сгорел турный вагон. Ранены оба машиниста - Баранов и Амосов, кочегар Клементьева. После перевязки Амосов вернулся к регулятору и довел поезд..."
Из дневника 48-й паровозной колонны особого резерва НКПС