13.02.2025 10:22
"Родина"

Описан древнейший сакральный символ казаков

Текст:  Денис Передельский
Олень был символом казачьих братств того времени, когда они представляли собой воинско-охотничьи сообщества, а переход их к всадничеству и служению Российской империи привел к появлению новых символов, отраженных не только в образе двуглавого орла, но и в образе всадника Георгия Победоносца.
В 1918 году белый олень, пронзенный черной стрелой, стал символом казачьего государства Всевеликое Войско Донское. / humus.livejournal.com
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Такую гипотезу выдвинула доктор исторических наук Марина Рыблова из Южного научного центра РАН. Статья исследователя опубликована в журнале "Казаковедение". Автор обращается в ней к образу пронзенного стрелой оленя, изображавшегося на старинных регалиях, печатях и гербах донских казаков.

Например, исследователь Ригельман так писал о печати донских казаков: "От начала же оное Войско или правительство оного имело и ныне имеет небольшую печать с изображением оленя, пораженного стрелою и с надписью вокруг оного: Печать Войсковая, олень поражен стрелою. Оную употребляли, да и ныне употребляют по Войску своему".

Печать Войска Донского, XVII век. / wikipedia.org

Изображения донской печати можно было видеть на старинных донских грамотах, хранившихся в начале XX века в Донском музее. Впоследствии печать донских казаков была изменена. В 1704 года Петр I даровал донцам печать с изображением сидящего на бочке голого по пояс казака с фузеей в руке.

"В указе предписывалось: "Вырезать во всем так, как у них водится на печати - казака, сидящего на бочке, держа в одной руке кальян, и в сабле препоясана, только прибавить и вырезать в другой руке фузею и взять для того из оружейной палаты мастера Левкина, который печати резал", - пишет автор исследования.

Как видно, в указе Петра I говорится, что такое изображение на казачьей печати уже "водилось" ранее; царь велел лишь прибавить изображение фузеи".

Марина Рыблова отмечает, что образ оленя, как казачьего символа, по всей видимости, со временем подзабыли. Только "старое казачество" понимало смысл этого символа, а новое забыло "ея значение и только на старых актах оно видит непонятную для него эмблему".

В XIX веке на казачьих гербах появился новый символ - изображение двуглавого орла. Однако и про оленя, как выяснилось, казаки позднее вспомнили. Еще дважды он появлялся на казачьем гербе. Первый раз это произошло в 1918 году.

Белый олень, пронзенный черной стрелой, был изображен тогда на голубом поле. Рисунок сопровождался такой надписью: "Елень пронзен стрелою". Это был герб созданного тогда казачьего государства Всевеликое Войско Донское.

Второй раз старый символ возродили в 1991 году в связи с принятием на первом Большом казачьем Круге символики возрождающегося российского казачества.

"Как видим, образ оленя был дорог казакам и появлялся на их регалиях всякий раз, когда происходило утверждение/возрождение их самобытности и самостийности", - пишет Рыблова.

Меж тем вызывает некоторое удивление их приверженность именно образу оленя, при том, что наиболее распространенным и известным символом казака-воина был сокол. Как же тогда объяснить изображение пораженного стрелой оленя на казачьих регалиях?"

Автор статьи определяет несколько возможных путей в поиске ответа на данный вопрос. Прежде всего, предлагает рассматривать образа оленя именно в воинских культурах. В поисках аналогий можно начать со скифов.

Опубликованы уникальные документы об освоении Алтая казаками

Стоит обратиться и к русской воинской традиции в героическом эпосе: богатыри русских былин нередко оказываются связанными с образом оленя или дикого быка - тура.

Предлагает автор развить идею о связи жертвенного животного с понятием "доли" - с пониманием того, что применительно к пронзенному стрелой оленю речь должна идти о доле воина, кардинально отличающейся от доли-судьбы, например земледельца. Имеются в статье и другие любопытные предложения.

Первые русские "комиксы" про казаков
Новости История