Об открытии рассказывает The History Blog. Обломки старинного корабля лежат у побережья Седертерна, примерно в 45 километрах к югу от Стокгольма.
Анализ древесины позволил датировать судно второй половиной XV века. В тот период времени корабли все еще строились с использованием клинкерной техники, при которой доски накладывались друг на друга - сначала создавался корпус, а поверх него накладывалась обшивка.
Однако обследование вновь найденного судна показало, что оно было изготовлено по передовой для того времени технологии. Речь идет о методе карвелинга: для стиля "карвел" характерно укладывание досок встык. Этот метод использовался для строительства судов, достаточно прочных как для перевозки пушек, так и для противостояния вражескому огню.
При карвельной обшивке доски корпуса укладываются вплотную друг к другу и крепятся к прочному каркасу, образуя гладкую поверхность. А между ними используется клей и герметик для защиты от воды. Этот метод строительства корпуса применяется и в наше время.
По сравнению с корпусами, изготовленными по клинкерной технологии, карвельный метод позволял строить корабли большего размера. До сих пор старейшим кораблем, изготовленным в таком стиле, являлся датский королевский военный корабль Gribshunden. Его спустили на воду в 1482 году, а произошло это в Нидерландах.
Вновь обнаруженный корабль может оказаться старше датско-нидерландского корабля, но он в любом случае уже признан старейшим карвельным судном, когда-либо обнаруженным в Балтийском море.
Дендрохронологический анализ образцов древесины, поднятых со дна, провели эксперты Лундского университета. Они датировали судно 1460-1480-ми годами. Установлено даже, что корабль изготовили из древесины, добытой либо в Мере, либо в Блекинге на юге Швеции.
"Это большой корабль, длиной около 35 метров и шириной около 10 метров, - говорит куратор музея Хокан Альтрок, руководитель исследовательского проекта. - Корпус корабля остается высоко над морским дном, а корма и руль по-прежнему стоят вертикально".
Интересно то, что подводные археологи нашли описанное судно в чем-то случайно. Целью погружений был поиск кораблей викингов, затонувших в битве с участием будущего короля Норвегии Олафа Святого (правил с 1015 по 1028 годы), когда он был еще подростком.
Эта битва описана в исландской саге "Сказание о короле Олафе", написанной Снорри Стурласоном в XIII веке. Из рукописи следует, что отчим Олафа - Сигурд Сир, один из мелких правителей Норвегии, победил вождя викингов Соте в Сотескаре, "на шведских островках". Местоположение легендарного Сотескара не найдено до сих пор.
Не удалось найти его и в рамках нового исследования, хотя археологи были уверены в том, что поиск будет удачным. Дело в том, что еще в конце 1950-х годов археолог-любитель Андерс Францен первым нашел описанные выше обломки корабля и объявил, что ему удалось найти суда викингов.
Францен утверждал, что размеры найденного им корабля точно соответствовали размерам кораблей викингов. Еще более полувека назад был разработан проект подъема корабля с морского дна, но его так и не реализовали.
Только в наше время морские археологи погрузились на дно и действительно нашли обломки нескольких судов, но ни одно из них не является кораблем викингов. Помимо старейшего "карвельного" корабля археологи отыскали обломки судов, затонувших в XVII-XVIII веках.
Судно с шампанским, затонувшее у берегов Швеции