17.03.2025 17:42
"Родина"

"Спрятанный" цвет нашли на знаменитых росписях в Помпеях

Текст:  Виктория Чернышева
Недавнее исследование, опубликованное в Journal of Archaeological Science, выявило новый цвет в художественной палитре Древнего Рима - помпейский серый. Об этом пишет La Brujula Verde.
Ученые поставили перед собой задачу изучить состав пигментов, использовавшихся в росписях Помпей. / labrujulaverde.com
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Исследование стало результатом совместной работы Археологического парка Помпей, Университета Саннио и Неаполитанского университета имени Федерико II. Ученые поставили перед собой задачу изучить состав пигментов, использовавшихся в росписях Помпей с III века до н. э. вплоть до трагического извержения Везувия в 79 году н. э.

Чтобы определить химический состав красок, исследователи использовали неинвазивные методы анализа - микроскопию и спектроскопию. Это позволило установить, какие минеральные и синтетические компоненты смешивали художники того времени, чтобы получить новые оттенки.

Главной сенсацией стало обнаружение помпейского серого - уникального оттенка, ранее неизвестного в римском искусстве. Этот цвет отличался особой глубиной и сложностью, которую художники достигали за счет смешивания барита (сульфата бария) и алунита (сульфата алюминия и калия, или квасцового камня).

Фрески, найденные при раскопках патрицианского дома в Помпеях

Это первый известный случай применения сульфата бария в римской фресковой технике. Исследователи полагают, что этот пигмент применялся для создания эффекта объема и реалистичности в фресках, а также мог использоваться в сочетании с другими цветами для усиления светотени.

Директор Археологического парка Помпей Габриэль Цухтригель подчеркнул, что это открытие имеет важное значение для реставрации. Многие помпейские фрески хрупки и требуют бережного подхода, а знание точного состава пигментов поможет разработать новые методы их консервации.

Открытие "помпейского серого" является частью глобального проекта по изучению древнеримской живописи. Археологи также анализировали пигменты в Доме Тиасоса и в недавно найденной Дионисийской мегалографии - масштабной фреске, предположительно изображающей сцены культа Диониса.

До этого момента самыми известными цветами римской настенной живописи считались: помпейский красный (на основе киновари или оксида железа); египетский синий (искусственный пигмент, широко использовавшийся в Античности); охристые и терракотовые оттенки, получаемые из природных глин; яркие минеральные пигменты - например, малaхит (зеленый) или ляпис-лазурь (синий).

/ labrujulaverde.com

Помпейский серый стал первым новым оттенком в известной античной палитре, открытым за последние десятилетия.

Археологи планируют продолжить исследования химического состава фресок, чтобы понять, какие еще неожиданные цветовые решения могли использовать римские мастера.

Загадку "стеклянного" мозга жертвы Везувия раскрыли ученые
Новости Загадки