18.03.2025 18:36
"Родина"

Копия шедевра Гвидо Рени может оказаться бесценным подлинником

Текст:  Денис Передельский
Во Франции реставраторы усомнились в том, что считающаяся копией картина "Аталанта и Гиппомен" Гвидо Рени является таковой на самом деле. Шедевр отправили на специальное исследование, так как он может оказаться подлинником.
"Аталанта и Гиппомен" в Музее изящных искусств в Либурне после первого этапа реставрации. / Finestre sull'Arte
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Важное открытие сделано во Франции, сообщило итальянское издание Finestre sull'Arte. Музей изящных искусств в Либурне отправил на реставрацию высококачественную копию картины "Аталанта и Гиппомен" - работы выдающегося художника из Болоньи.

До сих пор считалось, что Гвидо Рени написал две версии этой работы, одна из которых хранится в Национальном музее Каподимонте в Неаполе, а другая в Музее Прадо в Мадриде. Кстати, обе картины недавно были представлены вместе в Болонье на выставке.

Третья версия была обнаружена в ходе инвентаризации, устроенной в Музее изящных искусств в Либурне. Картина внесена в официальный музейный каталог не как подлинник, а как поздняя копия "Аталанты".

Однако директор музея Каролин Фийон и реставратор Софи Жарросон решили изучить работу более подробно. Ее передали специалистам Центра исследований и реставрации музеев Франции (C2RMF), которые обнаружили на ней некие элементы, указывающие на возможный автограф художника.

Исследователи провели небольшое историческое расследование. Оно показало, что вызвавшую сомнение картину в 1949 году муниципалитету пожертвовало некое частное лицо. Причем в постановлении тех лет указано, что это "прекрасная копия размером 2х3 метра с картины Гвидо "Гиппомен и Аталанта", оригинал которой находится в музее Неаполя". Предполагалось, что "копия" могла быть написана в XIX веке.

До последнего времени опровергнуть данную гипотезу было почти невозможно, но сейчас появились технологии, позволяющие проводить детальный анализ картин фактически без физического соприкосновения с ними.

В данном случае новые технологи вскрыли слои, о которых раньше исследователи не подозревали. Кроме того, они помогли убрать следы окисления и увидеть истинные цвета.

Все это вкупе неожиданно открыло картину отличного качества, которая неоднократно переделывалась и перекрашивалась. В какой-то момент на ней появились новые элементы, в частности, кто-то подрисовал персонажам сандалии.

Деталь из погребения воинов XVI века нашли на известной картине

Исследователи обратили внимание на подготовительный слой красной охры, анализ которого указал на более раннюю дату создания картины. Чтобы проверить это, работу подвергли радиографии, что помогло выявить изменения в композиции и исполнении некоторых деталей одежды, добавленных позже, а затем удаленных. Потом картину изучили методом рефлектографии, с помощью которой обнаружили фоновый рисунок - вероятно, набросок для оригинальной работы.

А сделанный впоследствии рентгеновский снимок вскрыл факт использования плетения "елочка", характерного для Италии XVII века. И уже сам по себе этот факт может указывать на то, что это подлинник, а не копия, написанная в XIX веке.

Впрочем, исследование еще продолжается. Окончательные выводы будут сделаны после второго этапа реставрации, когда восстановленную картину можно будет детально сравнить с двумя известными версиями.

Новости Живопись