Стивен Дж. Гарфинкл и Сет Ричардсон проанализировали личные письма, административные записи и правовые кодексы периода Третьей династии Ура (2012-2004 гг. до н. э.) и Старовавилонского периода (2004-1595 гг. до н. э.). Исследователи пришли к выводу, что насилие не было ключевым фактором в политической и социальной жизни Месопотамии того времени.
Да, военные кампании и жестокие наказания играли важную роль во внешней политике, однако внутреннее общество Месопотамии строилось совсем по другим принципам: его регулировало не физическое насилие, а репутация.
Потерять репутацию и достоинство означало стать изгоем для общества, что было гораздо страшнее, чем физическое наказание. Это подтверждают личные письма и административные записи, изученные в ходе исследования. Они показывают, что конфликты чаще решались через штрафы, компенсации и мирные соглашения, а не насилие.
Ярким примером служит история купца Эа-нахира из Ура. Когда его репутация была испорчена, он столкнулся с большими финансовыми трудностями, так как потерял доверие своих деловых партнеров. Однако в письмах к нему не было угроз насилия, а лишь упреки в ненадежности и предупреждения о возможных последствиях для его бизнеса.
Хотя в официальных царских надписях часто встречаются описания военных побед и жестокости, на практике в Месопотамии насилие было скорее исключением, чем правилом. Пропаганда правителей Ура и Вавилона изображала их как победителей в войнах, но внутренняя жизнь общества была гораздо более мирной и регулировалась мирными средствами.
Анализ правовых кодексов того времени, например, Кодекса Ур-Намму, который предусматривал смертную казнь за определенные преступления, также указывает на то, что наказания, как правило, не были жестокими. В большинстве случаев предпочтение отдавалось экономическим штрафам и компенсациям.
История о насилии, сопровождавшем буквально каждый шаг в древней Месопотамии, в значительной степени искажена, утверждают исследователи. Они предлагают новую модель, согласно которой власть в первых месопотамских государствах строилась на принципах сотрудничества, справедливости и соблюдения норм - гораздо более мирных, чем принято считать.