01.05.2025 15:26
"Родина"

В Третьяковской галерее открылась выставка "богатыря русской живописи" Бориса Кустодиева

Текст:  Екатерина Зайцева
В Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи открылась монографическая выставка Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927) - одного из крупнейших живописцев первой четверти XX века, "богатыря русской живописи" по выражению Ильи Репина.
/ Екатерина Якушева
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Открывшаяся на двух этажах внушительная экспозиция объединила 188 работ художника из 25 собраний крупнейших музеев России и Белоруссии, в том числе такие знаменитые полотна, как "Красавица" (1915), "Масленица" (1916), "Купчиха за чаем" (1918), "Портрет Ф.И. Шаляпина" (1921), "Русская Венера" (1925-1926). Помимо живописных работ, на выставке представлены графика художника и театральные эскизы. Собственно, об этому уже говорит само название экспозиции: "Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр". Художнику было отпущено всего два десятилетия творческой жизни, но как много он успел сделать за это время.

Впервые широкой публике посчастливится лицезреть практически в полном объеме эскизы к спектаклю "Блоха" (по рассказу Николая Лескова "О тульском косом Левше и о стальной блохе") для 2-го Московского художественного академического театра и Большого драматического театра в Ленинграде, ставшие одной из вершин театральной деятельности Бориса Кустодиева. Так что перед нами не только тот Кустодиев, которого мы знаем и любим, - "русский Рубенс", "несравнимый изобразитель русского быта" - но и Кустодиев-портретист, одаренный график и талантливый театральный декоратор.

Выставка Бориса Кустодиева в Третьяковской галерее

На открытии экспозиции Ольга Дмитриевна Атрощенко - старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи и куратор проекта - подчеркнула, что эта "выставка создавалась в рекордно короткие сроки, при этом Кустодиев нас всех так вдохновил, что мы сами по-новому взглянули на творчество этого выдающегося живописца. И всех посетителей выставки я призываю сделать то же самое".

Начать смотреть по-новому организаторы выставки предлагают с третьего этажа, где представлена первая тематическая зона "Семья". Здесь мы видим галерею портретов жены, детей и брата живописца. Супруга Бориса Михайловича Юлия Евстафьевна была не только его спутницей жизни, но и музой. Ее образ, ставший воплощением женственности и гармонии, прослеживается во многих работах художника. Кустодиев запечатлевал жену с особым трепетом и нежностью, стремился передать ее внутренний свет, мягкость и утонченность. Такой она предстает на портрете с их дочерью Ириной, которую Кустодиев не раз писал и отдельно. Например, она, маленькая, счастливая, смотрит на нас с портрета 1906 года. А вот она же, розовощекая, в кипельно-белом платье с букетом в руках, на портрете с собакой буквально через год. Из Витебского областного краеведческого музея на выставку в Третьяковскую галерею "приехал" портрет детей Кустодиева, на нем, кроме Ирины, запечатлен сын художника - Кирилл, также связавший свою жизнь с живописью.

/ Екатерина Якушева

Следующий раздел посвящен "Стране Кустодии". Это понятие было введено в научный оборот писателем Евгением Замятиным. "Страна Кустодия" на полотнах художника - вымышленный мир оживленных улиц, заснеженных ярмарок и уютных городских пейзажей. Страна Кустодия - эта Россия, но фантазийная, немного театральная, наполненная подлинной любовью к народной жизни. Главными героями этой страны стали знаменитые "кустодиевские" купчихи. Первая из них появилась в 1912 году, когда живописец находился на продолжительном лечении в швейцарской частной клинике в Лейзене. Кустодиев скучал по России и создавал свою картину силою одного только воображения.

Очень точно о художественном стиле Кустодиева сказал знаменитый "мирискусник" Александр Бенуа: "Мне кажется, настоящий Кустодиев - это русская ярмарка, пестрядина, "глазастые" ситцы, варварская "драка красок", русский посад и русское село с их гармошками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… это его настоящая сфера, его настоящая радость".

/ Екатерина Якушева

Особое место в экспозиции занимает раздел, посвященный "Русской Венере". В 1915 году художник впервые обратился к изображению обнаженного женского тела и написал легендарную "Красавицу". А во время работы над "Купальщицей" (1921) Кустодиев положил перед собой репродукцию знаменитой "Одалиски" Жана Энгра. Но по-настоящему каноническим стало полотно "Русская Венера" (1925-1926), для которого позировала дочь художника. Венеру Кустодиев написал на другой стороне холста с групповым портретом "На террасе" (1906), написанным в усадьбе Терем. Дело в том, что время было трудное и для картины не нашлось холста подходящего размера. На выставке, особым образом врезанные в стену, экспонируются оба полотна. И если не знать, то ни за что не догадаешься, что холст у них один на двоих.

Яков Миркин. Двадцать лет и две картины Бориса Кустодиева

Первые навыки декорационного мастерства Борис Кустодиев приобрел в 1907-1908 годах у Александра Головина в Императорском Мариинском театре. Уже в 1911-м он самостоятельно оформил спектакль по комедии Александра Островского "Горячее сердце". С самых первых постановок художник был сосредоточен на теме купеческой жизни. Кустодиева ценили за правдивость, соответствие духу и слогу авторского текста, а также за внимание к деталям. Он сотрудничал с известными режиссерами и дружил с актерами, многие из которых становились персонажами полотен художника.

/ Екатерина Якушева

Настоящее признание Бориса Кустодиева как театрального художника пришло к нему после постановки спектакля "Блоха" в инсценировке Евгения Замятина. Живописец смог передать атмосферу народного балаганного действа. При этом Кустодиев смело сочетал элементы изобразительного фольклора с авангардными художественными решениями, экспериментировал с формой, ритмом и цветом.

Юная купчиха с Петроградки - история "модели" Бориса Кустодиева для его знаменитой картины

Новые грани творчества Бориса Кустодиева открывает для зрителя графический раздел выставки. В зависимости от поставленной задачи, Кустодиев обращался к различным техникам: к богатой оттенками бархатной пастели - в парадном портрете ("Портрет Р.И. Нотгафт", 1909) и театральных сценах ("Репетиция балета", 1910). К острому графитному карандашу - в наполненных движением женских портретах 1920-х и пейзажных зарисовках, к декоративным сочетаниям темперы - в изображении венецианского вида. В своих графических работах Кустодиев выходит за рамки созданной им "страны Кустодии" в бескрайний мир искусства.

/ Екатерина Якушева

Монографическая выставка Бориса Кустодиева получилась яркой, цельной и масштабной. Она будет интересна и давним поклонникам творчества живописца, и тем, кто только начинает знакомиться с ним. А эпиграфом к новому проекту Третьяковской галереи можно считать пророческую фразу живописца, графика и театрального критика Сергея Глаголя о Кустодиеве: "Думается, что недалеко то время, когда… на стенах… музеев, конечно, найдут себе лучшее место создания Кустодиева, возрождающие жизнь, которая протекала в этой обстановке и которую, кто знает, быть может, еще не раз со вздохом сожаления вспомнит Россия".

К выставке подготовлен альбом-каталог о творчестве Бориса Кустодиева. Всю экспозицию сопровождает разнообразная мультимедийная программа. Выставка будет открыта до 28 сентября 2025 года.

Коллекции Живопись