издается с 1879Купить журнал

В Третьяковской галерее открылась выставка "богатыря русской живописи" Бориса Кустодиева

01 мая 2025

В Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи открылась монографическая выставка Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927) - одного из крупнейших живописцев первой четверти XX века, "богатыря русской живописи" по выражению Ильи Репина.

Екатерина Якушева

Открывшаяся на двух этажах внушительная экспозиция объединила 188 работ художника из 25 собраний крупнейших музеев России и Белоруссии, в том числе такие знаменитые полотна, как "Красавица" (1915), "Масленица" (1916), "Купчиха за чаем" (1918), "Портрет Ф.И. Шаляпина" (1921), "Русская Венера" (1925-1926). Помимо живописных работ, на выставке представлены графика художника и театральные эскизы. Собственно, об этому уже говорит само название экспозиции: "Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр". Художнику было отпущено всего два десятилетия творческой жизни, но как много он успел сделать за это время.

Впервые широкой публике посчастливится лицезреть практически в полном объеме эскизы к спектаклю "Блоха" (по рассказу Николая Лескова "О тульском косом Левше и о стальной блохе") для 2-го Московского художественного академического театра и Большого драматического театра в Ленинграде, ставшие одной из вершин театральной деятельности Бориса Кустодиева. Так что перед нами не только тот Кустодиев, которого мы знаем и любим, - "русский Рубенс", "несравнимый изобразитель русского быта" - но и Кустодиев-портретист, одаренный график и талантливый театральный декоратор.

На открытии экспозиции Ольга Дмитриевна Атрощенко - старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи и куратор проекта - подчеркнула, что эта "выставка создавалась в рекордно короткие сроки, при этом Кустодиев нас всех так вдохновил, что мы сами по-новому взглянули на творчество этого выдающегося живописца. И всех посетителей выставки я призываю сделать то же самое".

Начать смотреть по-новому организаторы выставки предлагают с третьего этажа, где представлена первая тематическая зона "Семья". Здесь мы видим галерею портретов жены, детей и брата живописца. Супруга Бориса Михайловича Юлия Евстафьевна была не только его спутницей жизни, но и музой. Ее образ, ставший воплощением женственности и гармонии, прослеживается во многих работах художника. Кустодиев запечатлевал жену с особым трепетом и нежностью, стремился передать ее внутренний свет, мягкость и утонченность. Такой она предстает на портрете с их дочерью Ириной, которую Кустодиев не раз писал и отдельно. Например, она, маленькая, счастливая, смотрит на нас с портрета 1906 года. А вот она же, розовощекая, в кипельно-белом платье с букетом в руках, на портрете с собакой буквально через год. Из Витебского областного краеведческого музея на выставку в Третьяковскую галерею "приехал" портрет детей Кустодиева, на нем, кроме Ирины, запечатлен сын художника - Кирилл, также связавший свою жизнь с живописью.

Фото: Екатерина Якушева

Следующий раздел посвящен "Стране Кустодии". Это понятие было введено в научный оборот писателем Евгением Замятиным. "Страна Кустодия" на полотнах художника - вымышленный мир оживленных улиц, заснеженных ярмарок и уютных городских пейзажей. Страна Кустодия - эта Россия, но фантазийная, немного театральная, наполненная подлинной любовью к народной жизни. Главными героями этой страны стали знаменитые "кустодиевские" купчихи. Первая из них появилась в 1912 году, когда живописец находился на продолжительном лечении в швейцарской частной клинике в Лейзене. Кустодиев скучал по России и создавал свою картину силою одного только воображения.

Очень точно о художественном стиле Кустодиева сказал знаменитый "мирискусник" Александр Бенуа: "Мне кажется, настоящий Кустодиев - это русская ярмарка, пестрядина, "глазастые" ситцы, варварская "драка красок", русский посад и русское село с их гармошками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… это его настоящая сфера, его настоящая радость".

Фото: Екатерина Якушева

Особое место в экспозиции занимает раздел, посвященный "Русской Венере". В 1915 году художник впервые обратился к изображению обнаженного женского тела и написал легендарную "Красавицу". А во время работы над "Купальщицей" (1921) Кустодиев положил перед собой репродукцию знаменитой "Одалиски" Жана Энгра. Но по-настоящему каноническим стало полотно "Русская Венера" (1925-1926), для которого позировала дочь художника. Венеру Кустодиев написал на другой стороне холста с групповым портретом "На террасе" (1906), написанным в усадьбе Терем. Дело в том, что время было трудное и для картины не нашлось холста подходящего размера. На выставке, особым образом врезанные в стену, экспонируются оба полотна. И если не знать, то ни за что не догадаешься, что холст у них один на двоих.

Первые навыки декорационного мастерства Борис Кустодиев приобрел в 1907-1908 годах у Александра Головина в Императорском Мариинском театре. Уже в 1911-м он самостоятельно оформил спектакль по комедии Александра Островского "Горячее сердце". С самых первых постановок художник был сосредоточен на теме купеческой жизни. Кустодиева ценили за правдивость, соответствие духу и слогу авторского текста, а также за внимание к деталям. Он сотрудничал с известными режиссерами и дружил с актерами, многие из которых становились персонажами полотен художника.

Фото: Екатерина Якушева

Настоящее признание Бориса Кустодиева как театрального художника пришло к нему после постановки спектакля "Блоха" в инсценировке Евгения Замятина. Живописец смог передать атмосферу народного балаганного действа. При этом Кустодиев смело сочетал элементы изобразительного фольклора с авангардными художественными решениями, экспериментировал с формой, ритмом и цветом.

Новые грани творчества Бориса Кустодиева открывает для зрителя графический раздел выставки. В зависимости от поставленной задачи, Кустодиев обращался к различным техникам: к богатой оттенками бархатной пастели - в парадном портрете ("Портрет Р.И. Нотгафт", 1909) и театральных сценах ("Репетиция балета", 1910). К острому графитному карандашу - в наполненных движением женских портретах 1920-х и пейзажных зарисовках, к декоративным сочетаниям темперы - в изображении венецианского вида. В своих графических работах Кустодиев выходит за рамки созданной им "страны Кустодии" в бескрайний мир искусства.

Фото: Екатерина Якушева

Монографическая выставка Бориса Кустодиева получилась яркой, цельной и масштабной. Она будет интересна и давним поклонникам творчества живописца, и тем, кто только начинает знакомиться с ним. А эпиграфом к новому проекту Третьяковской галереи можно считать пророческую фразу живописца, графика и театрального критика Сергея Глаголя о Кустодиеве: "Думается, что недалеко то время, когда… на стенах… музеев, конечно, найдут себе лучшее место создания Кустодиева, возрождающие жизнь, которая протекала в этой обстановке и которую, кто знает, быть может, еще не раз со вздохом сожаления вспомнит Россия".

К выставке подготовлен альбом-каталог о творчестве Бориса Кустодиева. Всю экспозицию сопровождает разнообразная мультимедийная программа. Выставка будет открыта до 28 сентября 2025 года.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться