10.06.2025 14:07
"Родина"

В Третьяковской галерее открылась выставка "Карл Брюллов. Рим-Москва-Петербург"

Текст:  Екатерина Зайцева
В здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу, 10 открылась масштабная монографическая выставка "Карл Брюллов. Рим-Москва-Петербург", приуроченная к 225-летнему юбилею великого живописца. В трех экспозиционных залах (60-62) представлены более 170 произведений мастера - живопись и графика - из 17 музеев России и Армении, а также из двух частных коллекций.
К. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 / Екатерина Якушева
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Это уже четвертая монографическая выставка Карла Павловича Брюллова (1799-1852) в Третьяковской галерее. Первая была приурочена к 150-летию живописца и проходила в 1949-1950-м годах. Вторая экспозиция открылась 25 лет назад - в 2000 году. Третья была камерной и называлась "Брюллов. Из частного собрания Санкт-Петербурга".

Но открывшаяся сейчас выставка концептуально отличается от всех предыдущих. На этот раз у зрителей появилась возможность посмотреть на шедевры Брюллова совершенно по-новому. Ведь, как отметила во время пресс-брифинга куратор выставки, заведующая отделом живописи XVIII - первой половины XIX века, доктор искусствоведения, профессор и старейший работник Третьяковской галереи Людмила Алексеевна Маркина: "Наша выставка призвана не просто подчеркнуть периоды творчества известного живописца, но показать его поиск места силы. Его обретение - крайне важный момент для любого художника". И у Карла Брюллова были целых три места силы: Москва, Рим и Санкт-Петербург. Именно эти города повлияли на формирование его творческого метода и стали неисчерпаемым источником для вдохновения.

Выставка "Карл Брюллов. Рим-Москва-Петербург" в Третьяковской галерее

Первый раздел выставки - "Рим". Не секрет, что Карл Брюллов значительную часть жизни провел в Италии. Эта страна во много определила его судьбу и человеческую, и творческую. Не даром живописца традиционно считают основоположником итальянского жанра в русском искусстве. В этом разделе представлена самая известная его работа - "Последний день Помпеи" (1823-1835). Брюллов создал ее во время пенсионерской поездки в Италию. Это полотно сделало художника известным не только на Родине, но и за рубежом. Хранится картина в коллекции Государственного Русского музе и последний раз экспонировалась в Москве 25 лет назад, на выставке 2000-го года. Из собрания же Государственной Третьяковской галереи на выставке представлено второе масштабное историческое полотно работы Брюллова на сюжет уже отечественной истории - "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году" (1839-1843), заказанное художнику императором Николаем I и, тем не менее, оставшееся незавершенным.

В этот же период Брюллов создавал свои знаменитые жанровые сцены, где романтическая идеализация сочеталась с тонкой наблюдательностью мастера. Здесь же посетители экспозиции увидят многочисленные портреты итальянской интеллигенции, художников, скульпторов, писателей, отдыхавших в Италии членов императорской семьи и русской знати.

/ Екатерина Якушева

Отдельного внимания заслуживает "Портрет Микеланджело Ланчи" (1851). На полотне Карл Павлович изобразил итальянского археолога, профессора восточных языков и своего давнего знакомого. "Портрет Микеланджело Ланчи" - одно из последних произведений художника и одновременно первая картина Брюллова, которую купил Павел Михайлович Третьяков. По просьбе коллекционера, шедевр приобрел в 1860 году в Риме архитектор Александр Каминский у племянницы археолога.

Следующий раздел выставки называется "Москва" и посвящен еще одному важному, хоть и недолгому, периоду в жизни живописца. В Москве он находился с января по май 1836 года. Это время было насыщено творческими и светскими встречами. Брюллов был тепло принят московской элитой. В Москве Карл Павлович успел написать ряд портретов, картину "Гадающая Светлана" (1836), а также работал над историческим полотном "Нашествие Гензериха на Рим" (1834-1836), которое высоко оценил Пушкин.

/ Екатерина Якушева

Третьим местом силы и третьим разделом выставки стал "Петербург". В этом городе, в стенах Императорской академии художеств, Брюллов начал свой путь виртуозного живописца. Здесь посетители увидят ранние композиции мастера, а также его поздние произведения. Среди них особо выделяются портреты. Брюллов изображал современников - представителей высшего света и творческой элиты - с особым, полным редкой глубины психологизмом. Кроме того, портреты кисти Карла Павловича отличаются насыщенным колоритом, разнообразием композиционных решений, сложным антуражем, изысканностью передачи деталей. Перед нами воистину один из величайших портретистов своей эпохи.

225 лет назад родился автор "Последнего дня Помпеи" - художник Карл Брюллов

В отдельный подраздел организаторы экспозиции выделили росписи Исаакиевского собора, которые создавал Брюллов. Художник стоял у истоков нового религиозного искусства, которое к началу XIX века лишилось строгого канонического характера и обратилось к художественным приемам, характерным для повествовательной исторической живописи. И в этом - немалая заслуга Брюллова.

/ Екатерина Якушева

Третьяковская галерея не была бы Третьяковской, не будь в каждом ее новом выставочном проекте чего-то неожиданного. На этот раз это целый зал, посвященный эскизам, этюдам и неоконченным произведениям Карла Брюллова. Раздел так и называется - "Мастер неоконченной картины". А в этом, оказывается, Карл Павлович был, действительно, мастером. Живописец признавался: "… Для меня скучен процесс писания красками". Взрывной, эмоциональный Брюллов обладал "пламенным воображением" и особым творческим темпераментом. Не даром современники наряду с "великим Карлом" называли его "огненным" и сравнивали с самим Везувием. Брюллов мог на одном дыхании, самозабвенно работать над произведением. Но как он быстро загорался, также быстро мог и перегореть. После "Последнего дня Помпеи" и "Смерти Инессы де Кастро" им не было закончено ни одно историческое полотно. В эскизах остались и многие интересные сюжеты из античной мифологии, Ветхого Завета и Евангелия. Но есть в этой незавершенности своя прелесть, как будто мастер сделал это преднамеренно, как будто это был его очередной художественный прием.

"Итальянский альбом" Брюллова продан за 100 млн рублей и останется в России

Брюллов не выполнил, в том числе, и ни одного императорского заказа. Летом 1837 года мастер, по приглашению государя, приезжал в Петергоф писать портреты императрицы Александры Федоровны и великих княжон, которые должны были стать частью большого полотна с изображением императорской семьи. Но и императрица, и великие княжны всегда находили предлог, чтобы избежать утомительного сеанса позирования. Это Брюллову надоело. Мастер связал веревкой сделанные им подмалевки и уехал. Дерзкий поступок так рассердил Николая I, что никаких заказов Брюллову от императора более не поступало.

Еще одной неожиданностью на выставке станут для зрителя карикатуры Брюллова, ведь они малоизвестны широкой публике. Хотя художник писал их с ранних лет. Карл Павлович обладал редким талантом подмечать смешные стороны людей. Создавая шаржи и карикатуры, он не жалели самого себя. Многие его автопортреты полны самоиронии.

/ Екатерина Якушева

В гармонии с оригинальной концепцией экспозиции оказался и необычный дизайн выставочного пространства, придуманный Людмилой Маркиной и виртуозно воплощенный молодым архитектором Валентиной Семеновой. С первого шага зритель погружается практически во мрак, подсвечены лишь картины, а пространство выставки поделено на коридоры черными панелями-колоннами. Цветовым акцентом служат яркие полосы на полу, проходящие вдоль этих импровизированных коридоров. Несмотря на всю авангардность, дизайнерская задумка идеально попала в атмосферу и характер полотен Карла Брюллова. Этот нестандартный взгляд на оформление выставки лишь усилил общее приятное впечатление от нее.

Шедевры Карла Брюллова спасают в церкви на Аптекарском острове

В адрес Карла Павловича Брюллова звучали не только восторги. Было у него и немало критиков, но это ничуть не умаляет ни таланта живописца, ни его колоссального вклада в историю отечественного искусства. Открывшаяся сегодня выставка - прямое тому доказательство. К ней был издан фундаментальный каталог, включающий новейшие исследования творчества Брюллова, а также подготовлена широкая образовательная программа с циклом лекций и тематических экскурсий. Также запланирована научная конференция с участием ведущих исследователей творчества Брюллова и демонстрация документальных фильмов, посвященных его эпохе.

Выставку могут посетить все желающие до 18 января 2026 года.

/ Екатерина Якушева


Коллекции