К этому вопросу в 1860 году вернулись выпускники Императорского Александровского (Царскосельского) лицея. Их предложение поставить памятник Пушкину поддержал попечитель Лицея, член российского Императорского Дома принц Петр Георгиевич Ольденбургский. Он передал прошение бывших лицеистов императору Александру II, с которым Петра Ольденбургского связывали теплые дружеские отношения. Резолюция государя звучала так: "Согласен, и памятник поставить в Царском Селе, в бывшем Лицейском саду". Тогда же объявили первую подписку по сбору средств на строительство памятника. Но собранных денег не хватило.
Через 10 лет бывший лицеист, поклонник творчества Пушкина академик Яков Карлович Грот организовал вторую подпись. На памятник народному поэту собирали всем миром. В подписи участвовали купцы, крестьяне, чиновники, великие князья, офицеры и студенты. В итоге, удалось собрать внушительную, по тем временам, сумму - более 100 тысяч рублей. Самое большое пожертвование в 1000 рублей сделал сын знаменитого историка Владимир Карамзин.
Этих денег хватило не только на монумент, но и на учреждение Пушкинской премии Академии наук за сочинения по изящной словесности и изыскания по русскому языку и литературе. Первое присуждение премии состоялось в день лицейской годовщины - 31 октября (19-го по старому стилю) 1882 года.
В феврале 1871 года, по высочайшему соизволению императора, для сооружения памятника Пушкину был создан специальный Комитет, главой которого стал Петр Ольденбургский. В состав Комитета вошли также Яков Грот и его брат Константин Грот. Местом установки монумента была все-таки выбрана Москва - город, где родился поэт. Установить памятник решили либо на краю Тверского бульвара напротив Страстного монастыря, либо вдоль Страстного бульвара на сквере перед зданием монастыря.
Был объявлен конкурс, согласно которому в течение восьми месяцев его участники должны были предоставить на рассмотрение комиссии проект памятника. Он должен был состоять из двух частей: фигуры поэта, выполненной из гипса, воска или глины, и пьедестала. В конкурсе участвовали многие известные скульпторы, в том числе Пармен Забелло, Иван Шредер и Марк Антокольский, но жюри конкурса не выбрало ни одну из представленных 15 моделей. Поэтому решили провести еще один конкурс в 1874 году, а затем и еще один. Комиссия к выбору модели для памятника великому поэту подошла с особой тщательностью.
В итоге, победила работа скульптора-монументалиста Александра Михайловича Опекушина, всего за год до объявления первой подписки на памятник, получившего вольную и окончившего Императорскую Академию художеств. Скульптор изобразил поэта в полный рост, одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ, в руке он держит дорожную шляпу. Пушкин Опекушина пребывает в глубоком раздумье: склоненная голова, рука, заложенная за борт фрака, медленный, будто застывший шаг.
Следующие пять лет у скульптора ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Санкт-Петербурге, изготовление пьедестала из сердобольского гранита и окончательный монтаж. Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович пригласил архитектора Ивана Семеновича Богомолова.
Александр II следил за ходом работ по созданию памятника. Известно даже, что в декабре 1876 года он повелел, "чтобы модель академика Опекушина была поставлена для предварительного личного обозрения оной Его Величеством в Белой зале Зимнего дворца". Государь остался доволен увиденным. Работа Опекушина получила высочайшее одобрение.
Первоначально открытие памятника намечалось на 19 октября (по старому стилю) 1879 года - в годовщину открытия Царскосельского лицея. Но оказалось, что на монументе есть повреждения, успеть исправить которые к утвержденной дате невозможно. Тогда открытие перенесли на 7 июня 1880 года (по старому стилю это было 26 мая - день рождения Пушкина). И вновь торжество пришлось перенести: в стране был траур по супруге Александра II императрице Марии Александровне.
В итоге, торжественное открытие памятника Пушкину состоялось 18 июня (6-го по старому стилю) 1880 года. Монумент был установлен в начале Тверского бульвара, на площади, лицом к Страстному монастырю. Вся Москва собралась поклониться великому поэту. Журнал "Будильник" так описывал это событие: "С девяти часов утра густые толпы народа и многочисленные экипажи стали стекаться к площади Страстного монастыря. Более счастливые смертные, обладавшие входными билетами на площадь, занимали места… Тверской бульвар был украшен гирляндами живой зелени, перекинутой над дорожками; четыре громадные, очень изящные газовые канделябры окружали памятник; сзади виднелись восемь яблочковских электрических фонарей".
Вокруг памятника было установлено 18 гранитных тумб с бронзовыми венками и цепями-гирляндами между ними. На передней части постамента, представляющего собой цоколь со ступенями, были изображены перо и венок - символы поэзии и искусства. На гранях пьедестала вырезаны строки из стихотворения Пушкина "Памятник" (1836), но с переделанной Василием Жуковским, по цензурным соображениям, строкой. В первом посмертном издании опасные слова в 15-й строке "Что в мой жестокий век восславил я Свободу" были заменены на безобидные "Что прелестью живой стихов я был полезен". В честь открытия монумента вокруг площадки памятника также были установлены белые щиты с названиями произведений Пушкина, вытесненными золотом.
Под колокольный перезвон и гимн "Коль славен наш Господь в Сионе", который широко использовался как неофициальный государственный гимн Российской империи с конца XVIII века до утверждения "Боже, Царя храни!" в 1830-х, с памятника спало покрывало, раздались восторженные крики "Ура!", и в воздух полетели цветы и шляпы.
На торжествах по случаю открытия памятника присутствовали сыновья и дочери поэта: Александр и Григорий Пушкины, Мария Гартунг и графиня Наталия фон Меренберг. Они возложили к подножию монумента венки из белых роз и лилий. Выразить дань уважения Александру Сергеевичу пришли и видные отечественные ученые, музыканты, артисты, общественные деятели и литераторы, некоторые из которых выступили с торжественными речами.
Памятник А.С. Пушкину в МосквеСреди выступавших был писатель Иван Сергеевич Тургенев. Он прикрепил лавровый венок к пьедесталу памятника и произнес: "Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом сердце древней столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого народа, родился, в ряду других великих, и такой человек!".
Кульминацией же всего мероприятия стала речь Федора Михайловича Достоевского в зале Благородного собрания. Он произнес ее на заседании Общества любителей российской словесности, чем вызвал шквал оваций и небывалый восторг публики. Один из очевидцев с упоением отмечал: "Когда Достоевский кончил, вся зала духовно была у ног его. Он победил, растрогал, увлёк, примирил. Он доставил минуту счастья и наслаждения душе и эстетике. За эту-то минуту и не знали, как благодарить его. У мужчин были слезы на глазах, дамы рыдали от волнения, стон и гром оглашали воздух, группа словесников обнимала высокоодаренного писателя, а несколько молодых девушек спешили к нему с лавровым венком и увенчали его тут же, на эстраде, среди дошедших до своего апогея оваций". "Пушкин есть пророчество и указание" - такую, беспрецедентную по своей меткости и точности, формулу вывел во время своего выступления Федор Михайлович.
Памятнику Пушкину на площади, в 1931 году переименованной в Пушкинскую, суждена была долгая и счастливая жизнь. В 1936-м, когда Москва готовилась к 100-летию со дня смерти поэта, было решено заменить текст стихотворения "Памятник" на пушкинский оригинал. Сказано - сделано. Старые рельефные надписи были срублены, поверхность заново отполирована, и на нее вновь нанесены буквы. Исходный шрифт сохранен, орфография заменена на современную, а двустишия - на полные четверостишия:
- И долго буду тем любезен я народу,
- Что чувства добрые я лирой пробуждал,
- Что в мой жестокий век восславил я свободу
- И милость к падшим призывал...
В 1950 году проходила реконструкция Пушкинской площади. Для гармонизации ее архитектурного ансамбля, памятник перенесли на другую сторону улицы Горького (ныне Тверская), на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развернули монумент на 180 градусов. Чтобы "Пушкин" хорошо смотрелся на новом месте, его подняли на специально подготовленный фундамент. Сотни москвичей собрались ночью, чтобы посмотреть, как передвигают одиннадцатиметрового "Пушкина".
Писатель Валентин Катаев в книге воспоминаний "Алмазный мой венец" поделился впечатлениями от этого события: "Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью. А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак".
Памятник вот уже 145 лет украшает Пушкинскую площадь. Он стал символом города. "У памятника Пушкину" назначают дружеские встречи и романтические свидания. Этот монумент своей простотой, изяществом, верно переданным "духом" Александра Сергеевича заслужил неиссякаемую народную любовь, что с московскими памятниками случается крайне редко.