21.08.2025 10:40

Шварц показал Ивана Грозного во всей противоречивости его характера

Шварц показал Ивана Грозного во всей противоречивости его характера
Текст:  Ольга Никологорская
Родина - Федеральный выпуск: №11 (1104)
По заснеженной степи во всю мочь торопится низкорослая степная лошадка. Сурово и озабоченно лицо всадника, одетого в стеганый толстый кафтан, так называемый тегиляй, и сшитую из плотной материи "шапку бумажную", которая при Иване Грозном служила воинам защитным шлемом...
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU
/ архив журнала "Родина"

Пасмурный зимний день. Серое небо и сероватый снег, на фоне которого четко выделяется темная одежда всадника. Сдержанность серовато-голубых тонов хорошо соответствует ощущению суровой будничности, которое заложено в самом сюжете картины.

"Гонец XVI века" назвал свою написанную на дереве работу Вячеслав Шварц. Но картина настолько выразительна, что, еще не прочтя этикетки, мы сразу же переносимся в суровый, беспощадный, непредсказуемый XVI век с его бесконечными войнами, далекими походами, изменами и жестокими казнями.

Со свойственной ему любовью к достоверности и точности художник детально воспроизводит снаряжение и непривычную для нас одежду воина. Особенно удивляет неуклюжий и, казалось бы, совсем не "воинственный" тегиляй. А между тем тегиляй - типично русский боевой костюм возник где-то в середине XV века и просуществовал до середины XVII века. Шили такой тяжелый распашной кафтан из плотной материи, простегивали пенькой и для большей прочности вымачивали в рассоле. Внутрь для лучшей защиты в бою зашивали куски и пластины металла, обрывки кольчуг. Длина тегиляя доходила до колен, защищая ноги. Но рукава были короткими - только до локтя, чтобы не сковывать движение рук при стрельбе. Высокий стеганый воротник обеспечивал защиту шеи. В подобных кафтанах изобразил воинов-московитов известный немецкий дипломат и путешественник Сигизмунд Герберштейн, несколько раз посещавший Москву.

Сигизмунд Герберштейн и его "Записки о Московии"

Торопится, скачет всадник, изо всех сил подгоняя усталую лошаденку. Какое известие везет он царю или воеводе? Эта, по словам Владимира Стасова "истинная историческая картина", написана Шварцем в 1868 году к осенней выставке в Петербурге. По сюжету и содержанию она перекликается с более ранней его работой - "Русский ратник XVI века", представленной на выставке в Петербурге в начале 1865 года и сразу же купленной. Сейчас местонахождение картины неизвестно. Мы можем судить о ней лишь по рисунку, хранящемуся в собрании Русского музея.

/ архив журнала "Родина"

Вячеслав Григорьевич Шварц родился 4 октября (22 сентября) 1838 года и умер на тридцать первом году жизни. Всего за девять лет он сделал себе имя одного из крупнейших живописцев эпохи.

Заниматься живописью он начал еще в раннем детстве и, живя с родителями в Закавказье, особенно полюбил рисовать лошадей и воинское снаряжение. Позднее его незаурядные способности отметили педагоги Царскосельского лицея, один из сделанных им в ту пору рисунков хранится сейчас в Русском музее.

А еще Вячеслав увлекался русской историей. И будучи после окончания лицея определен на службу, одновременно учился в Петербургском университете на историко-филологическом факультете. А с осени 1859 года начал посещать занятия в Академии художеств, числясь по классу батальной живописи.

Уже в 1860 году за рисунок пером "Иван Грозный под Казанью" получил вторую серебряную медаль. Художник показал жаркую схватку, когда через пролом в стене в крепость ворвались русские воины. Бой идет всюду - внизу, на земле и на стенах.

Татары стреляют в нападающих, сбрасывают на них доски. Получилась яркая, динамичная работа. Воспроизводя один из самых победных эпизодов царствования Ивана Грозного, художник не задумывается о внешнем сходстве, передавая лишь сам "дух" горячей битвы. Множество фигур в рыцарских доспехах в сложнейших ракурсах образуют причудливые группы. Иван IV показан храбрым полководцем.

Шварц был хорошо знаком с разноречивыми мнениями историков по поводу Грозного и сам поначалу видел в нем прежде всего мучителя и деспота. Такова трактовка образа Грозного в картине "Посол князя Курбского Василий Шибанов перед Иваном Грозным".

В. Шварц. Посол князя Курбского Василий Шибанов перед Иваном Грозным. / архив журнала "Родина"

Сюжет картины полностью соответствует реальным событиям. В 1564 году князь Андрей Курбский, боясь опалы, бежал из России.

Перед нами момент, когда посол Курбского Василий Шибанов передает царю грамоту. Теперь в облике царя нет ничего общего с благородным воином. Напротив, в его лице проскальзывает что-то отталкивающее. По преданию, Грозный в гневе ударил посохом и пригвоздил ногу посла к крыльцу. Как бы не замечая льющейся крови, царь велел читать послание. Шибанов, превозмогая боль, повиновался.

Работы художника Вячеслава Шварца

Совсем иную сторону характера грозного царя мы видим на полотне "Иван Грозный у тела убитого им сына" (1864 г.), которое обращает нас в трагический день 16 ноября 1581 года, когда царь в припадке гнева ударил посохом в висок своего сына, царевича Ивана. Удар оказался смертельным. В ужасе от непоправимого несчастья отец часами неподвижно сидел рядом с погибшим. Чувство вины, любовь к сыну, сознание страшного греха терзают его душу.

В какой-то момент он ясно осознал, что некому теперь передать державу. В ярости царь схватил край покрывала, словно решив отбросить вместе с ним прочь весь ужас происшедшего...

Стремясь добиться максимального воздействия на зрителя, художник приближает фигуру Грозного как можно ближе к краю картины. Все остальные окружающие гроб фигуры как бы тонут в полумраке маленькой низкой горницы в Александровской слободе. И кажется, что страх и безнадежность в самом воздухе душной комнаты. Теперь Иван Грозный - не просто злобный самодур и мучитель. Перед нами глубоко несчастный, страдающий человек.

Картина была встречена с огромным интересом. Особенно восхищался ею Стасов: "Я думаю, что как от "Свежего кавалера" Федотова пошла наша бытовая живопись, так от "Ивана Грозного" Шварца пошла наша настоящая историческая живопись".

Художник, написавший "Сватовство майора", умер в нищете и безвестности

Возможно, Стасов, всегда восхищавшийся Шварцем и бывший первым пропагандистом его творчества, в данном случае несколько преувеличил. Но несомненная заслуга Шварца в том, что он одним из первых показал в своей картине реального исторического деятеля не просто как героя или злодея, а во всей сложности и противоречивости его характера.

Творчество Вячеслава Шварца как нельзя лучше отвечало "запросам" времени. В 1860-х годах в просвещенном обществе пробудился особый интерес к национальной истории. Русская историческая тема заняла видное место в художественной литературе, музыке и живописи.

Вспомним, что именно в шестидесятые годы Лев Толстой создал "Войну и мир". Тогда же была задумана опера Мусоргского "Царь Борис". В эти годы написаны драмы А. Н. Островского "Козьма Захарьевич Минин - Сухорук", "Воевода (Сон на Волге)", "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский".

В. Шварц. Посол князя Курбского Василий Шибанов перед Иваном Грозным. / Аукционный дом "Литфонд"

Писателей и художников всегда интересовали переломные эпохи, народные движения и сильные неординарные личности в истории прошлого. Эпоха Ивана Грозного во все времена вызывала особенный интерес. Естественно, Шварц, глубоко изучивший это время и посвятивший ему свои лучшие произведения, не мог остаться в стороне и от замыслов литературных и театральных деятелей. В 1865 году увидела свет книга А. К. Толстого "Князь Серебряный" с иллюстрациями Вячеслава Шварца, где век и характер Грозного представлены удивительно точно. Иллюстрации отражают самые драматические моменты повествования. Еще раньше, в 1864 году, им были выполнены иллюстрации к "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова. Работал Шварц и над оформлением спектакля "Смерть Иоанна Грозного", а затем и над эскизами костюмов ко второй и третьей части трилогии - "Царь Федор Иоаннович" и "Царь Борис". Лишне говорить о том, насколько хорошо знакомы как современникам, так и людям последующих поколений эти спектакли и книги.

Иван Грозный не убивал сына? Обнародована сенсационная экспертиза останков царевича

Шварц первым в своем творчестве коснулся многих острых тем и выпуклых образов. И нет ничего удивительного в том, что от его трактовки человеческой сущности Ивана IV отталкивались почти все художники следующих поколений, в том числе Илья Ефимович Репин в своей знаменитой картине "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" и Виктор Михайлович Васнецов - "Царь Иван Васильевич Грозный".

Разумеется, Репин и Васнецов были настолько даровиты, что очень скоро создали вполне самостоятельные произведения, где сумели показать жизнь и быт прошлого полнее и глубже. Но нельзя отрицать и того, что в своих исторических композициях они использовали достижения талантливого предшественника.

Репин перевел драму Грозного в разряд величайших общечеловеческих трагедий. Показал ее как противоестественную и страшную, как неприемлемо и ужасно для человека всякое убийство. Но даже в 1880-е годы подобная трактовка исторического сюжета показалась русской публике неожиданной. Картину Репина приняли не сразу.

В созданной в 1897 году картине Виктора Васнецова "Царь Иван Васильевич Грозный" есть определенное сходство с внешним обликом царя, созданным Вячеславом Шварцем. Но Васнецов, развивая мысль Шварца, трактует личность царя в соответствии с той народной оценкой, которая дошла до нас в старинных песнях, легендах, сказаниях. А в народной памяти Иван IV остался как "наш прегрозный царь" - безжалостный, но справедливый.

Неизвестная картина Васнецова уйдет с молотка за огромную сумму

Работами Шварца интересовались не только художники последующих поколений, но и артисты. К примеру, Федор Шаляпин, готовясь исполнить роль Грозного, внимательно рассматривал картины Шварца, Репина и Васнецова.

В. Шварц. Посол князя Курбского Василий Шибанов перед Иваном Грозным. / Аукционный дом "Литфонд"

Сам Шварц считал, что основная цель исторических картин не только в верной передаче характеров исторических деятелей, но в историко-бытовой достоверности. Его всегда интересовали реальная жизнь предков, их повседневные будничные занятия. И он сумел, основываясь на действительно научных фактах, воссоздать картины жизни Руси XVI-XVII веков в их бытовом и национальном своеобразии.

Наезжая из Петербурга в Москву, художник много времени проводил в Оружейной палате. И всякий раз зарисовывал особенно поразившие его предметы русской древности, мебель, утварь, оружие, костюмы. А затем использовал эти зарисовки в своих работах - "Гонец XVI века", "Русский ратник XVI века", "Опричник", "Соколиная охота при Иване Грозном" и многих, многих других. Шварц утверждал, что, как бы верно ни был передан характер, важно удачно выбрать костюм эпохи. Но и этого еще мало. Есть еще нечто более важное. Надо передать движение, свойственное эпохе. Даже складки одежды, "обусловливаясь движением", должны носить на себе характер эпохи.