По заснеженной степи во всю мочь торопится низкорослая степная лошадка. Сурово и озабоченно лицо всадника, одетого в стеганый толстый кафтан, так называемый тегиляй, и сшитую из плотной материи "шапку бумажную", которая при Иване Грозном служила воинам защитным шлемом...

Пасмурный зимний день. Серое небо и сероватый снег, на фоне которого четко выделяется темная одежда всадника. Сдержанность серовато-голубых тонов хорошо соответствует ощущению суровой будничности, которое заложено в самом сюжете картины.
"Гонец XVI века" назвал свою написанную на дереве работу Вячеслав Шварц. Но картина настолько выразительна, что, еще не прочтя этикетки, мы сразу же переносимся в суровый, беспощадный, непредсказуемый XVI век с его бесконечными войнами, далекими походами, изменами и жестокими казнями.
Со свойственной ему любовью к достоверности и точности художник детально воспроизводит снаряжение и непривычную для нас одежду воина. Особенно удивляет неуклюжий и, казалось бы, совсем не "воинственный" тегиляй. А между тем тегиляй - типично русский боевой костюм возник где-то в середине XV века и просуществовал до середины XVII века. Шили такой тяжелый распашной кафтан из плотной материи, простегивали пенькой и для большей прочности вымачивали в рассоле. Внутрь для лучшей защиты в бою зашивали куски и пластины металла, обрывки кольчуг. Длина тегиляя доходила до колен, защищая ноги. Но рукава были короткими - только до локтя, чтобы не сковывать движение рук при стрельбе. Высокий стеганый воротник обеспечивал защиту шеи. В подобных кафтанах изобразил воинов-московитов известный немецкий дипломат и путешественник Сигизмунд Герберштейн, несколько раз посещавший Москву.
Торопится, скачет всадник, изо всех сил подгоняя усталую лошаденку. Какое известие везет он царю или воеводе? Эта, по словам Владимира Стасова "истинная историческая картина", написана Шварцем в 1868 году к осенней выставке в Петербурге. По сюжету и содержанию она перекликается с более ранней его работой - "Русский ратник XVI века", представленной на выставке в Петербурге в начале 1865 года и сразу же купленной. Сейчас местонахождение картины неизвестно. Мы можем судить о ней лишь по рисунку, хранящемуся в собрании Русского музея.

Вячеслав Григорьевич Шварц родился 4 октября (22 сентября) 1838 года и умер на тридцать первом году жизни. Всего за девять лет он сделал себе имя одного из крупнейших живописцев эпохи.
Заниматься живописью он начал еще в раннем детстве и, живя с родителями в Закавказье, особенно полюбил рисовать лошадей и воинское снаряжение. Позднее его незаурядные способности отметили педагоги Царскосельского лицея, один из сделанных им в ту пору рисунков хранится сейчас в Русском музее.
А еще Вячеслав увлекался русской историей. И будучи после окончания лицея определен на службу, одновременно учился в Петербургском университете на историко-филологическом факультете. А с осени 1859 года начал посещать занятия в Академии художеств, числясь по классу батальной живописи.
Уже в 1860 году за рисунок пером "Иван Грозный под Казанью" получил вторую серебряную медаль. Художник показал жаркую схватку, когда через пролом в стене в крепость ворвались русские воины. Бой идет всюду - внизу, на земле и на стенах.
Татары стреляют в нападающих, сбрасывают на них доски. Получилась яркая, динамичная работа. Воспроизводя один из самых победных эпизодов царствования Ивана Грозного, художник не задумывается о внешнем сходстве, передавая лишь сам "дух" горячей битвы. Множество фигур в рыцарских доспехах в сложнейших ракурсах образуют причудливые группы. Иван IV показан храбрым полководцем.
Шварц был хорошо знаком с разноречивыми мнениями историков по поводу Грозного и сам поначалу видел в нем прежде всего мучителя и деспота. Такова трактовка образа Грозного в картине "Посол князя Курбского Василий Шибанов перед Иваном Грозным".

Сюжет картины полностью соответствует реальным событиям. В 1564 году князь Андрей Курбский, боясь опалы, бежал из России.
Перед нами момент, когда посол Курбского Василий Шибанов передает царю грамоту. Теперь в облике царя нет ничего общего с благородным воином. Напротив, в его лице проскальзывает что-то отталкивающее. По преданию, Грозный в гневе ударил посохом и пригвоздил ногу посла к крыльцу. Как бы не замечая льющейся крови, царь велел читать послание. Шибанов, превозмогая боль, повиновался.
Совсем иную сторону характера грозного царя мы видим на полотне "Иван Грозный у тела убитого им сына" (1864 г.), которое обращает нас в трагический день 16 ноября 1581 года, когда царь в припадке гнева ударил посохом в висок своего сына, царевича Ивана. Удар оказался смертельным. В ужасе от непоправимого несчастья отец часами неподвижно сидел рядом с погибшим. Чувство вины, любовь к сыну, сознание страшного греха терзают его душу.
В какой-то момент он ясно осознал, что некому теперь передать державу. В ярости царь схватил край покрывала, словно решив отбросить вместе с ним прочь весь ужас происшедшего...
Стремясь добиться максимального воздействия на зрителя, художник приближает фигуру Грозного как можно ближе к краю картины. Все остальные окружающие гроб фигуры как бы тонут в полумраке маленькой низкой горницы в Александровской слободе. И кажется, что страх и безнадежность в самом воздухе душной комнаты. Теперь Иван Грозный - не просто злобный самодур и мучитель. Перед нами глубоко несчастный, страдающий человек.
Картина была встречена с огромным интересом. Особенно восхищался ею Стасов: "Я думаю, что как от "Свежего кавалера" Федотова пошла наша бытовая живопись, так от "Ивана Грозного" Шварца пошла наша настоящая историческая живопись".
Возможно, Стасов, всегда восхищавшийся Шварцем и бывший первым пропагандистом его творчества, в данном случае несколько преувеличил. Но несомненная заслуга Шварца в том, что он одним из первых показал в своей картине реального исторического деятеля не просто как героя или злодея, а во всей сложности и противоречивости его характера.
Творчество Вячеслава Шварца как нельзя лучше отвечало "запросам" времени. В 1860-х годах в просвещенном обществе пробудился особый интерес к национальной истории. Русская историческая тема заняла видное место в художественной литературе, музыке и живописи.
Вспомним, что именно в шестидесятые годы Лев Толстой создал "Войну и мир". Тогда же была задумана опера Мусоргского "Царь Борис". В эти годы написаны драмы А. Н. Островского "Козьма Захарьевич Минин - Сухорук", "Воевода (Сон на Волге)", "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский".

Писателей и художников всегда интересовали переломные эпохи, народные движения и сильные неординарные личности в истории прошлого. Эпоха Ивана Грозного во все времена вызывала особенный интерес. Естественно, Шварц, глубоко изучивший это время и посвятивший ему свои лучшие произведения, не мог остаться в стороне и от замыслов литературных и театральных деятелей. В 1865 году увидела свет книга А. К. Толстого "Князь Серебряный" с иллюстрациями Вячеслава Шварца, где век и характер Грозного представлены удивительно точно. Иллюстрации отражают самые драматические моменты повествования. Еще раньше, в 1864 году, им были выполнены иллюстрации к "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова. Работал Шварц и над оформлением спектакля "Смерть Иоанна Грозного", а затем и над эскизами костюмов ко второй и третьей части трилогии - "Царь Федор Иоаннович" и "Царь Борис". Лишне говорить о том, насколько хорошо знакомы как современникам, так и людям последующих поколений эти спектакли и книги.
Шварц первым в своем творчестве коснулся многих острых тем и выпуклых образов. И нет ничего удивительного в том, что от его трактовки человеческой сущности Ивана IV отталкивались почти все художники следующих поколений, в том числе Илья Ефимович Репин в своей знаменитой картине "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" и Виктор Михайлович Васнецов - "Царь Иван Васильевич Грозный".
Разумеется, Репин и Васнецов были настолько даровиты, что очень скоро создали вполне самостоятельные произведения, где сумели показать жизнь и быт прошлого полнее и глубже. Но нельзя отрицать и того, что в своих исторических композициях они использовали достижения талантливого предшественника.
Репин перевел драму Грозного в разряд величайших общечеловеческих трагедий. Показал ее как противоестественную и страшную, как неприемлемо и ужасно для человека всякое убийство. Но даже в 1880-е годы подобная трактовка исторического сюжета показалась русской публике неожиданной. Картину Репина приняли не сразу.
В созданной в 1897 году картине Виктора Васнецова "Царь Иван Васильевич Грозный" есть определенное сходство с внешним обликом царя, созданным Вячеславом Шварцем. Но Васнецов, развивая мысль Шварца, трактует личность царя в соответствии с той народной оценкой, которая дошла до нас в старинных песнях, легендах, сказаниях. А в народной памяти Иван IV остался как "наш прегрозный царь" - безжалостный, но справедливый.
Работами Шварца интересовались не только художники последующих поколений, но и артисты. К примеру, Федор Шаляпин, готовясь исполнить роль Грозного, внимательно рассматривал картины Шварца, Репина и Васнецова.

Сам Шварц считал, что основная цель исторических картин не только в верной передаче характеров исторических деятелей, но в историко-бытовой достоверности. Его всегда интересовали реальная жизнь предков, их повседневные будничные занятия. И он сумел, основываясь на действительно научных фактах, воссоздать картины жизни Руси XVI-XVII веков в их бытовом и национальном своеобразии.
Наезжая из Петербурга в Москву, художник много времени проводил в Оружейной палате. И всякий раз зарисовывал особенно поразившие его предметы русской древности, мебель, утварь, оружие, костюмы. А затем использовал эти зарисовки в своих работах - "Гонец XVI века", "Русский ратник XVI века", "Опричник", "Соколиная охота при Иване Грозном" и многих, многих других. Шварц утверждал, что, как бы верно ни был передан характер, важно удачно выбрать костюм эпохи. Но и этого еще мало. Есть еще нечто более важное. Надо передать движение, свойственное эпохе. Даже складки одежды, "обусловливаясь движением", должны носить на себе характер эпохи.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем