25.08.2025 14:47
"Родина"

В Третьяковской галерее покажут работы основателя и учеников первой провинциальной художественной школы

Текст:  Екатерина Зайцева
В историческом здании Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 10 в одиннадцатом зале начала работать камерная выставка, посвященная выдающемуся учителю живописи, основателю и руководителю первой в России провинциальной художественной школы Александру Васильевичу Ступину (1776-1861).
Василий Перов. Сцена на могиле. 1859 / Екатерина Якушева
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Экспозиция подготовлена к его 250-летнему юбилею, который пройдет в следующем году. Проект объединил более 30 произведений из собрания Третьяковской галереи, созданных самим художником и его учениками. Среди них: Василий Раев, Василий Перов, Афанасий Надеждин, Кузьма Макаров, Николай Рачков, Николай Алексеев, Павел Веденецкий и многие другие, ставшие выдающимися мастерами русской живописи. Всего выпускниками Арзамасской школы живописи, основанной Ступиным в его родном городе, за почти 60 лет ее существования стали более 150 его учеников.

Школа Ступина стала ярким явлением в русской культуре XIX века. О ней писали поэты Петр Вяземский в "Записных книжках" и Владимир Соллогуб в повести "Тарантас". В подражание "Арзамасской академии" был назван знаменитый литературный кружок "Арзамас", членом которого являлся Александр Пушкин.

Выставка "А.В. Ступин и его ученики" в Третьяковской галерее

Подвижнический труд Ступина, "все время и труды посвящавшего для пользы воспитанников", высоко ценили и в столице. Его школа долгие годы находилась под покровительством Санкт-Петербургской Академии художеств, а сам мастер был отмечен званием академика живописи, а также орденами Святой Анны III степени и Святого Владимира IV степени. И это неудивительно. Ведь потребность в квалифицированных живописцах в провинции была очень велика. Нужно было расписывать помещичьи усадьбы, украшать храмы, создавать иконостасы. Арзамасская школа дала путевку в жизнь многим талантливым провинциальным юношам, для которых столичная академия была недоступна.

Именно их работы представлены на открывшейся в Третьяковской галерее выставке. Это в основном полотна, относящиеся к раннему творчеству живописцев Арзамасской школы, а также их редко экспонируемые графические произведения и отдельные шедевры зрелого творчества. В том числе картины малоизвестных выпускников "Ступинской школы", чьих работ практически не сохранилось.

150 лет назад родился "художник Петербурга" Мстислав Добужинский

Многие произведения ради этой экспозиции впервые покинули запасники музея. Таким эксклюзивом стал, например, альбом с рисунками Василия Раева, восемь из которых художник создал в годы его проживания в Арзамасе.

Привлечет внимание зрителя картина Василия Перова "Сцена на могиле" (1859). В основе ее сюжета - слова русской народной пословицы: "Мать плачет, как река льется; сестра плачет, как ручей течет; жена плачет, как роса падет, - взойдет солнышко, росу высушит". Но несмотря на успех этого полотна у публики, Василий Перов - один из самых известных учеников Ступина - остался ей недоволен. Слишком сильным в этой работе, как он считал, оказалось влияние и традиций искусства начала XIX века, и ступинской школы. А живописец на тот момент жаждал обрести свой собственный уникальный "голос".

Трагическая судьба блестящего художника Павла Федотова, родившегося 210 лет назад

Еще один известный ученик Арзамасской школы - Василий Раев -, во время своего первого путешествия в Италию, изобразил на картине "Рим вечером. Вид на замок Св. Ангела и собор Св. Петра" (1843) наиболее узнаваемые памятники итальянской столицы. А, будучи уже зрелым живописцем, увлекся изучением религиозных сюжетов, которые отныне предпочитал мирским. И вот рядом с вечерним Римом мы видим картины "Спас Нерукотворный" (не позднее 1852) и "Блаженный Алимпий Печерский и ангел" (1852) - полотна Раева с совершенно иными настроением и атмосферой.

/ Екатерина Якушева

Вообще на этой небольшой, но информационно очень насыщенной выставке представлены не только сюжетные картины, но и портреты. Например, "Портрет княжны Л.А. Путятиной" Афанасия Надеждина; "Портрет П.П. Веденецкого" (1817) Льва Горшенкова; автопортрет Алексея Егорова (до 1803), подаренный Ступину, с которым Егорова связывала прочная многолетняя дружба; наконец, портрет самого Александра Ступина, написанный Александром Варнеком с натуры в 1804 году.

Куратором выставки стала кандидат искусствоведения, научный сотрудник Третьяковской галереи Ирина Басова. Во время пресс-показа она подчеркнула, что коллекция картин, в общем немосковского художника, Александра Ступина пользовалась большой популярностью среди московских, коллекционеров. Его работы и работы его лучших учеников приобретали такие известные коллекционеры и меценаты, как Герасим Иванович Хлудов, Иван Евгеньевич Цветков и Павел Михайлович Третьяков.

Михаил Зичи - придворный художник четырех императоров

"В итоге, в московских музеях собрался довольно значительный пласт "ступинского" наследия, который нам особенно хотелось показать зрителям. Потому что эта часть наследия менее известна широкой публике. Когда мы обсуждали, какой аспект выбрать для выставки и как объединить этот довольно разношерстный материал, то решили пойти по самому простому пути и рассказали о Ступине как о гениальном педагоге, подобно хорошему садовнику выращивавшем в своем "саду" самые разные "цветы". Ступин умел не подавить индивидуальность, а дать мощный художественный импульс, чтобы талант каждого его ученика развивался в полной мере", - отметила Басова.

Выставка "А.В. Ступин и его ученики" будет работать до 23 ноября 2025 года.

Коллекции