50 лет назад, 16 сентября 1975 года прототип "изделия 83" впервые поднялся в воздух. Крестным отцом МиГ-31 стал шеф-пилот ОКБ Микояна, Герой Советского Союза Александр Федотов.
Появился на свет самолет легко и быстро - взяли великолепный перехватчик МиГ-25, добавили кабину штурмана, дальнобойные ракеты и запредельную по тем временам электронику: первый в мире радар с фазированной антенной решеткой и систему обмена данными с летающим радаром А-50. Получилось то, что в НАТО прозвали Foxhound, лисья гончая.
Название точное, поскольку главное умение МиГ-31 - догонять.
"Маневренность - не наш конек. Мы летим прямо, как пущенное в цель стрела. И очень быстро", - рассказал штурман МиГ-31. В стратосфере перехватчик способен разогнаться до 3100 километров в час.
"Гончих" поначалу так и использовали. Отправляли в патрулирование над Арктикой и они там гоняли все, что появлялось: крылатые ракеты, разведывательные самолеты потенциального противника. МиГам было все равно, что летит - в просторном северном небе они чувствовали себя уверенно и вольготно, как Ferrari на автобане.
Самолет получился таким замечательным и нужным, что серийное производство начали еще до принятия на вооружение. А в 1978 году МиГ-31 показали иностранцам. Устроили учения с атакой Волгограда десятью самолетами-мишенями, разнесенными по фронту на тысячу с лишним километров. Четверка перехватчиков сбила все цели за 18 минут. На десерт перехватили одиннадцатую мишень, точно копирующую американскую крылатую ракету. "Можете летать своими ракетами, куда хотите", - заявил дипломатам довольный глава советского МИДа Андрей Громыко.
Не менее легендарный самолет-разведчик ВВС США Lockheed SR-71 Blackbird уступал МиГ-31 по ряду параметров. В частности, наш перехватчик видел его за 100 километров даже без радара - по могучему тепловому следу. Это стало одной из причин отправки американца на пенсию.
В наше время шустрому советскому перехватчику нашлось еще одно применение. Его сделали носителем (фактически - разгонной ступенью) для гиперзвуковой ракеты "Кинжал". А Украину при взлете МиГ-31К призывают спуститься в укрытия потому, что сбить "Кинжал" невозможно. Он еще быстрее своего носителя. В три с лишним раза.
В 2018 году был разработан проект модернизации самолета. Касался он в основном электроники - планер и двигатели остаются идеальными. Так, в частности, убрали давнюю головную боль летчиков, не знавших, что происходит вокруг: радарный дисплей находился в задней кабине, у штурмана. Теперь многофункциональный индикатор появился и у пилота. А у штурмана - три.
В Перми готовятся возобновить производство уникальных двигателей Д30Ф6 - их технологии, к счастью, не утеряны, хотя многие компетенции приходится восстанавливать. Судя по всему, МиГ-31 предстоит еще долгая и интересная служба.