На протяжении долгих лет ученые спорили, могли ли копыта служить сарматам, до первых веков нашей эры населявшим степи от Дуная до Аральского моря, материалом для защиты от стрел и холодного оружия. Именно такие необычные доспехи изображены на колонне Траяна в Риме, относящейся ко II веку н.э., указывает Бородовский. Сарматов с доспехами из копыт описывали и авторы древности - географ Павсаний и историк Аммиан Марцеллин. Однако, поскольку современной науке удалось доказать, что кочевники знали железо, предположение о копытах не находило подтверждения.
Вместе с тем в течение 30 лет экспедиций Андрей Бородовский находил противоположные свидетельства. Так, в городище Чултуков Лог-9 в Горном Алтае была обнаружена кость копыта лошади с длинными надрезами. Радиоуглеродный анализ, проведенный в Ягеллонском университете (Краков, Польша), датировал артефакт первой половиной I тысячелетия н.э., временем активности сарматов.
"Кочевники знали, что за копытами лошадей надо ухаживать так же, как за человеческими ногтями: если их периодически не подстригать, лошади будет сложнее передвигаться, она может заболеть и стать непригодной в хозяйстве. В то же время для кочевых народов характерна глубокая переработка всех имеющихся в их распоряжении немногочисленных ресурсов, поэтому и срезаемые с копыт роговые пластины находили применение в изготовлении доспехов. Так делали и сарматы, и гунны, и монголы", - поясняет профессор Бородовский. Ученый планирует исследовать особенности обработки костяных пластин из различных зон Евразии.
Андрей Бородовский обращает внимание на то, что копыта играли особую роль в жизни кочевников - использовались в качестве печатей, ударно-шумовых инструментов наподобие деревянных ложек. Именно в кочевой среде возникли сказки, где главными персонажами выступают всадник и его конь. Впоследствии мотивы этих сказаний распространились вплоть до Прибалтики и Скандинавии, а также воплотились, к примеру, в произведении сибиряка Петра Ершова "Конек-Горбунок".