28.10.2025 08:00
"Родина"

28 октября 1819 года на Аптекарском острове столицы был зажжён первый уличный газовый фонарь

28 октября 1819 года на Аптекарском острове столицы был зажжён первый уличный газовый фонарь
Текст:  Александр Матвейчук (кандидат исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: Сентябрь 2009 №10 (1009)
В феврале 1835 года в Санкт-Петербурге было создано Общество для освещения Санкт-Петербурга газом. Изобретение в 1811 году Петром Соболевским первой отечественной установки по производству светильного газа стимулировало внедрение газового освещения в Санкт-Петербурге. С течением времени газовое уличное освещение стало последовательно внедряться в столице. А 28 октября 1819 года на Аптекарском острове столицы был зажжён первый уличный газовый фонарь. Так началось победное шествие газового освещения.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Газовый ренессанс

Это стало возможным во многом благодаря поддержке столичного генерал-губернатора графа Михаила Милорадовича (1771-1825). В феврале 1821 года газовое освещение появилось в помещениях здания Главного штаба, а затем и в ряде правительственных учреждений. К сожалению, трагическая гибель генерала Милорадовича в декабре 1825 года самым непосредственным образом сказалась на судьбе газификации: по существу, работы были приостановлены. В отчёте "Сведения о количестве газовых фонарей" (1831) указывается о наличии на улицах столицы нескольких десятков газовых светильников.

1834 год был знаменателен для дальнейшего формирования уникального градостроительного облика столицы Российской империи. Весной завершилось строительство здания Сената и Синода. Затем было закончено оформление архитектурного ансамбля вокруг Александрийского театра, и с вводом нового корпуса Императорская публичная библиотека получила достойный выход на площадь. В честь победы в Отечественной войне 1812 года были сооружены Нарвские ворота, а 30 августа состоялось торжественное открытие Александровской колоны на Дворцовой площади, самого высокого в то время - 47,5 метра - триумфального монумента.

Александрийский столп - самая высокая в мире триумфальная колонна из цельного гранита

Тогда же в обществе зрело осознание того, что величественный облик столицы требует и достойного светового оформления, ведь масляные уличные фонари уже давно были источником досадных неприятностей для петербуржцев. "Далее, ради Бога, далее от фонаря! И скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастие ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом"1, - писал Николай Гоголь в повести "Невский проспект". Реальной альтернативой масляным фонарям было газовое освещение, которое к тому времени уже имелось в правительственных учреждениях и роскошных особняках, где газ вырабатывался на индивидуальных маломощных установках.

Однако для создания городской системы уличного освещения нужен был светильный газ в промышленных объёмах, для чего требовалось построить в городе мощный газовый завод и проложить разветвлённую газораспределительную сеть. И здесь уже недостаточно усилий отдельных энтузиастов.

Летом 1834 года на имя санкт-петербургского военного губернатора, генерала от инфантерии графа Петра Эссена поступило прошение от трёх петербуржцев - нотариуса Пигасовского, механиков Рейхенбаха и Штрауса - о разрешении создать акционерную компанию "Общество для освещения Санкт-Петербурга газом". Петербургский градоначальник, оценив важность этого вопроса, незамедлительно направил докладную записку Николаю I и в Министерство внутренних дел.

Представленный проект газового освещения столицы быстро получил поддержку у министра внутренних дел Дмитрия Блудова, а затем и в Комитете министров: "Дозволить учреждение компании на основаниях в проекте предложенных, предоставляя ей ныне же право, в одной из городских частей по левую сторону Невы, приступить к введению освещения, по устроении, с разрешения Военного генерал-губернатора, на приобретённом ею за городом газометров"2. Кроме того подчёркивалось, что "огонь газового освещения, по устройству своему, весьма безопасен и должен служить к уменьшению пожарных случаев"3.

В заключительной части правительственного решения "Об освещении С. Петербурга посредством газа" было отмечено: "Комитет, имея в виду, с одной стороны, что Государю Императору благоугодно уже было в собственноручной резолюции на докладной записке С. Петербургского военного генерал-губернатора изъявить предварительное соизволение на введение в здешней столице газоосвещения лицами, в записке поименованными… полагал разрешить учреждение компании на сих правилах, допустив принятие в оную как генерал-майора Бетхера, так и других лиц, которых первоначальные учредители полагали бы принять в своё сообщество"4.

/ из архива журнала "Родина"

Император Николай I "положение Комитета утвердить соизволил".

В конце года Комитет министров вновь вернулся к рассмотрению вопроса о газовом освещении и принял решение "О некоторых изменениях в правилах Компании для освещения здешней столицы газом". Суть основного дополнения сводилась к увеличению уставного капитала до 1 млн 500 тысяч рублей и количества акций - до 7500.

В заключительной части правительственного решения от 18 декабря 1834 года отмечалось: "Комитет, не находя со своей стороны никакого затруднения допустить испрашиваемые ныне сею компанией перемены в её правилах, полагал: представление Министра Внутренних Дел утвердить, поднеся вместе с тем же на Высочайшее благоусмотрение доставленный С. Петербургским Военным генерал-губернатором план части города, предназначаемый к освещению с 1835 года газом" 5 . 26 декабря 1834 года император "высочайше" утвердил новый план городского газового освещения, который включал часть Санкт-Петербурга, находившуюся по правую сторону Фонтанки, между Невским и Вознесенским проспектами.

Следуя уставу

15 февраля 1835 года Санкт-Петербургский генерал-губернатор утвердил устав первой российской акционерной газовой компании. В параграфе 1 устава общества было сказано: "Вследствие Высочайшего его Императорского Величества соизволения на введение в С. Петербурге газового освещения и на выдачу, для сего предмета, от Правительства привилегии на десять лет, учреждается Компания на акциях под названием: Общество для освещения С. Петербурга газом"6.

В параграфе 2 устава говорилось: "Сему обществу предоставлено ныне же право осветить часть города, находящуюся по правую сторону Фонтанки, между Невским и Вознесенским проспектами, означенную на плане, Высочайше утверждённом 14 декабря 1834 г., по устроении за городом на собственный счёт газометров и по испрошении от С. Петербурского военного генералгубернатора дозволения устроить сие заведение на приобретённом оным обществом месте"7.

"Газометрами" в уставе общества назывались аппараты для производства светильного газа, который планировали "производить из каменного угля посредством известных и за лучшие признанные способы".

В уставе оговаривались и общие условия устройства в городе газораспределительной сети: "По устроению газометров проведутся от них чугунные трубы с углублением их в землю, по мере надобности, по проспектам или улицам. От сих труб будут проведены железные трубки под тротуары, сквозь стены этажей, по востребованию"8.

Перспектива деятельности обществ была достаточно чётко определена на весь десятилетний срок действия "привилегии". В параграфе 9 устава общества было сказано: "Если выгоды сего освещения будут доказаны и сим новым опытом, то вводить оное постепенно не только по проспектам и улицам, но и в казённых зданиях, где сие, по усмотрению Военного генерал-губернатора и ближайших начальств сих зданий, представится удобным"9. Далее, в параграфе 11 устава, подчёркивалось: "Привилегия на десять лет предоставлена обществу на освещение избранной оным части города, после окончания всей системы освещения для каждого квартала в особенности, и когда опыт нескольких недель докажет и Военный генерал-губернатор удостоверит, что система сия достигла до надлежащей цели"10.

/ из архива журнала "Родина"

При проведении строительных работ приоритет отдавался защите интересов городского населения: "Проведение труб для освещения по всем направлениям, где признаётся нужным, дозволено обществу делать не иначе, как с разрешения полиции, которая обязана наблюдать, чтобы во время проведения сих труб не был стеснён проезд и мостовая была проводима на собственный счёт общества в должную исправность"11.

В параграфе 13 устава определялся размер капитала общества в 1 млн 500 тысяч рублей, в следующем параграфе оговаривались количество акций в 7500 штук и их номинал в 200 рублей. До реализации всех акций делами общества управляли учредители и почётные члены. В параграфе 19 устава сказано:

"Звание почётных членов предлагается от учредителей таким особам, которые, со своей стороны, могут способствовать успехам общества"12.

В Главное правление общества вошло пять директоров: двое - из числа учредителей общества и трое - из числа акционеров, на одного из которых были возложены обязанности казначея: "Следуя сему порядку каждый из директоров будет сменяться через три года"13. Для привлечения опытных технических специалистов в уставе оговаривался порядок их поощрения, в том числе и путём предоставления им "известного количества акций, за которые из капитала общества будет вноситься следующая сумма в кассу, и войдёт в состав первых издержек"14.

/ из архива журнала "Родина"

5 марта 1835 года газета "Санкт-Петербургские ведомости" сообщила: "От Общества Высочайше утверждённого для освещения газом Санкт-Петербурга объявляется: 1) чтобы подписавшиеся на получение акций сего Общества, равно желающие иметь оные вновь, благоволили вносить полную сумму за каждую акцию, то есть по 200 руб. ассигнациями; 2) деньги сии будут приниматься в доме С. Петербургской городской думы каждодневно с 11 часов утра по 3 часа полудни, начиная с 6 марта по 20 марта включительно; 3) в приёме денег будут выдаваться квитанции за подписанием почётного члена Общества газового освещения, дворянина Никиты Николаевича Меньшикова и бухгалтера Якобсона, с приложением печати Общества"15.

Уже через три недели, 27 марта 1835 года, то же издание отметило: "Высочайше последовавшее утверждение статута и привилегий Общества для освещения газом Санкт-Петербурга столь ясно удостоверило публику в несомненном успехе сего полезного мероприятия, что все выпущенные Обществом 7500 акций, для составления потребного капитала в 1 500 000 рублей в короткое время были разобраны"16.

Уже на первом этапе учредители Общества стремились формировать позитивное отношение петербуржцев к новому виду освещения. В этих целях они обратились к известному учёному академику Герману Гессу. Его обстоятельная работа "Краткое описание способов освещения газом" вышла в свет в Санкт-Петербурге в апреле 1835 года достаточно большим тиражом и сыграла большую роль в популяризации газового дела в российском обществе.

Осознавая, что в российской провинции, "в местах, где освещение газом не получило ещё надлежащего развития", строительство крупных газовых заводов находится в отдалённой перспективе, академик Гесс в своей книге привёл и подробное описание малогабаритной высокопроизводительной установки, изобретённой генерал-лейтенантом Петром Базеном, бывшим директором Корпуса путей сообщения.

Через барьеры и препятствия

Благодаря дворцовым связям самого титулованного учредителя Общества генерал-майора Бетхера компании удалось получить площадку для строительства газового завода на берегу Мойки, недалеко от Дворцовой площади. Однако вид возводимых заводских стен и труб "оскорбил взор августейших особ", и последовало "высочайшее повеление" о переносе предприятия в Каретную часть города, за Обводной канал. Это повлекло существенное увеличение сметы как на строительство завода, так и на прокладку газовых магистралей, которые пришлось вести вдоль Обуховского проспекта. Возникли препятствия и с обеспечением проекта качественными чугунными и железными трубами и трубопроводной арматурой.

И тем не менее 30 августа 1839 года Общество для освещения Санкт-Петербурга газом начало эксплуатацию завода и газовых сетей в столице.

А 27 сентября на улицах города одновременно зажглись 204 газовых фонаря новой конструкции17.

Достоинства газового освещения неизменно привлекали внимание столичного научного и инженерного сообществ, представители которых активно подключились к практическому решению проблемы.

/ из архива журнала "Родина"

Начальный период производственной работы общества оказался нелёгким. Правление трижды было вынуждено прибегнуть к получению правительственных ссуд под залог имущества. В 1841 году ссуда составила 50 тысяч рублей серебром, в 1843 и 1849 годах- по 100 тысяч рублей серебром18.

Подобное финансовое состояние общества привело к тому, что акционеры с 1835 по 1841 год не получали дивидендов. В 1842-1843 годах дивиденд составил чуть более четырёх процентов, и этот размер сохранялся до 1849 года, затем он вырос до восьми процентов19.

Последовательная реализация плана общества по использованию газа для освещения служебных и жилых помещений, а также столичных улиц принесла свои плоды. Если за 1842-1843 операционный год было реализовано 15,8 млн фут 3 газа, то через пятнадцать лет в 3,3 раза больше - 52,7 млн фут 3 газа20. Если в 1842 году количество эксплуатированных газовых рожков (светильников) насчитывалось 3312, то в 1847-м - 6449, в 1850-м - 10 361, в 1857 году - 15 514 21 .

В начале второй половины XIX века в столице газовым светом освещались как центральные площади, проспекты, так и главные здания правительственных ведомств и учреждений: Дворцовая площадь, Большая и Малая Морские улицы, Царскосельский и Обуховский проспекты, Дворянское собрание, Технологический институт, Петропавловская крепость и, конечно же, Невский проспект. Газовые светильники были установлены во всех основных цехах Монетного двора.

На Императорском фарфоровом заводе было организовано производство плафонов для светильников. Художественным оформлением газовых фонарей лично занимался известный архитектор Огюст Монферран (1786-1858) - создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны на Дворцовой площади.

С началом Крымской войны деятельность Общества для освещения Санкт-Петербурга газом серьёзно осложнилась: были полностью прекращены поставки каменного угля из Великобритании. Российские специалисты срочно переоборудовали технологическое оборудование для получения светильного газа из "масла и дерева", что позволило сохранить объёмы производства на довоенном уровне. С подписанием 18 марта 1856 года Парижского договора о завершении войны поставки британского каменноугольного сырья в Санкт-Петербург возобновились.

К концу 1858 года протяжённость газовых магистралей в Санкт-Петербурге составляла уже 20 тысяч погонных сажен, или свыше 40 вёрст. Общество эксплуатировало 16 500 газовых рожков, из них 985 уличных городских фонарей, 585 фонарей для освещения мостов, 12 352 светильника находились в частных домах, 2485 - в "казённых" домах, остальные - в заводских производственных помещениях22. 10 октября 1858 года в столице была учреждена вторая акционерная газовая компания - Санкт-Петербургское газовое общество под фирмою "Общество столичного освещения" с уставным капиталом 4 млн рублей. Её учредителями стали граф Андрей Шувалов, поручик Александр Мясников и коллежский регистратор Иван Мясников23. Показательно, что в течение первых десяти лет своей работы для производства газа и развития сети газоснабжения эта компания получила право "беспошлинно привозить из-за границы трубы и другие снаряды". В 1860 году компанией был пущен в эксплуатацию газовый завод на Левашовском проспекте.

Сегодня, обращаясь к тем далёким событиям, ясно понимаешь, что с 1835 года начался новый этап в истории отечественной газовой промышленности, в ходе которого впоследствии был осуществлён переход от освещения помещений с помощью индивидуальных установок к организации централизованного газового освещения с созданием необходимой городской инфраструктуры.

Научная библиотека История Санкт-Петербург