Авторы пояснили что, как и русское узорочье, силикатное связано с техникой кирпичной кладки, объемом, но чаще всего цветом, который контрастировал с плоскостью стены. Обучение технике декоративной кладки и некоторым визуальным элементам (например, орнамент, олень, подъемный кран) входило в образовательную программу строительной специальности. Ей владели как профессиональные каменщики, так и бойцы студенческих стройотрядов, которые зачастую выполняли кирпичные панно по собственной инициативе. В этом случае силикатное узорочье превращалось в народное монументальное искусство.
В статье уточняется, что это явление проходило по тому же разряду, что и штукатурка: оно было лишь отделкой, не поднималось до уровня монументального искусства. Интересно, что не всегда инициатива строителей оценивалась положительно. Так, в городе Мышкине в 1987 году каменщик украсил колонны стандартного универмага белыми и красными узорами из кирпича. Это не было предусмотрено проектом, но получилось красиво и необычно. Прибывшее из области архитектурное начальство распорядилось узоры оштукатурить. "Вышли колонны угрюмые и тяжелые, как саркофаги", - вспоминали очевидцы.
Силикатное узорочье также выполняло роль "каменных плакатов" - на зданиях выкладывали всевозможные лозунги ("Народ и партия едины!", "Учиться, учиться и учиться", "Никто не забыт и ничто не забыто"), отмечали юбилейные даты - проведение очередных съездов КПСС, годовщины завершения Великой Отечественной войны, образования СССР и прочее. При этом выкладывали масштабные панно: профили Ленина, здания промышленных объектов, серп и молот, солнце, голубь мира и прочее.
Кроме этого, на стенах и фасадах зданий (в частности, детсадов) можно встретить героев сказок и мультфильмов, а к Олимпиаде-80 самым популярным героем для панно стал олимпийский мишка.
В концу 80-х силикатное узорочье ослабило связи с советской символикой - на домах стали появляться животные, символы городов и годов по китайскому календарю.
Советская мозаика на общественных остановках Крыма