"Я ушиблен морем", - так писал о себе сам Владимир Голицын. Оказавшись на выставке, сразу ощущаешь эту страсть художника. Ей пронизано все: морские пейзажи, изображения кораблей, сцены из жизни поморов, журнальные иллюстрации. А вот и сам Владимир Голицын взирает на вас с автопортрета в матросской форме. Его одиссея началась в 1920-м году, когда он, восемнадцатилетний домашний мальчик, все детство просидевший за акварелями, вдруг рванул в экспедицию Льва Зенкевича на Кольский полуостров. А потом был поход на ледоколе "Малыгин" и участие в строительстве первого научно-исследовательского судна "Персей". Именно Владимир Голицын создал для него флаг с семью звездами, который и по сей день остается эмблемой Всероссийского научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии.
Подготовка выставки оказалась сродни экспедиции - собирать экспонаты пришлось из самых дальних уголков России. В проекте приняли участие Мурманский областной краеведческий музей, Северный морской музей (Архангельск) и Музей мирового океана (Калининград). И, конечно, огромный вклад внесла семья художника.
Куратор выставки Вера Силкина обращает внимание на шкатулку конца 19 века с изображением родового имения Голицыных в Богородицком. В ней инструмент для чистки курительной трубки художника-моряка, его компас и морской нож. А рядом крошечный кораблик из свинца, который Владимир Голицын отлил для детей и тетрадь, стилизованная под бортовой журнал, куда он записывал достижения и проступки своих чад.
Семью он любил безмерно и ради нее рано "бросил якорь". А имя за время путешествий художник себе сделал. В 1925 году на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже Голицын удостоился золотой и серебряной медалей за расписные шкатулки.
Теперь он трудился дома, но благодаря ему вся советская детвора смогла путешествовать. Он делал иллюстрации и обложки к книгам писателей-маринистов: Алексея Новикова-Прибоя, Бориса Житкова, а также журналам "Всемирный следопыт", "Пионер", "Мурзилка", "Знание - сила". А еще он создавал настольные игры "Пираты", "Спасение Челюскинцев", "В Индию", "Беглые". Они пользовались большой популярностью. "Пиратов" высоко оценил Горький. С упоением играли в них несколько поколений детей в семье художника. Его внуки Михаил и Николай Трубецкие, приехавшие на выставку из Москвы, до сих пор помнят все тонкости правил и с горящими глазами рассказывают, как двигали галеоны с золотом по карте.
Владимир Голицын позволял советским мальчишкам бороздить моря в поисках сокровищ, но сам не смог укрыться в этом воображаемом мире от суровой реальности. Его несколько раз арестовывали (1925, 1926 и 1933 год) из-за дворянского происхождения. Поначалу выручали друзья - влиятельные советские художники. Но в 1941 году избежать суда по статье 58 не удалось.
"Живу в исправительно-трудовой колонии. В бывшем Свияжском монастыре ... Я очень, по-видимому, переменился, меня здесь все зовут дедушкой", - напишет чуть позже Голицын, которому едва перевалило за сорок. Здесь он провел последние восемь месяцев своей жизни и продолжал рисовать яркие, жизнерадостные картины, на чем придется.
Умер от пеллагры - болезни, вызванной авитаминозом.
Советский иллюстратор князь Голицын, погибший в Свияжском ГУЛАГе