Под Белыми скалами
В Тайтурской волости Иркутского уезда Иркутской губернии на берегу реки Белой находится село Холмушино, основанное в конце XVII в. Место весьма живописное - над рекой протянулись Белые скалы, напоминающие развалины средневековых замков.
13 апреля 1920 г. по инициативе бывших красных партизан села была организована одна из первых коммун - имени Иосифа (Осипа) Гавриловича Егорова, который, по различным источникам, был первым председателем Тайтурского ревкома и начальником земельного отдела Иркутского губисполкома. После подавления в Иркутске восстания юнкеров в 1917 г. Егоров вернулся в Холмушино. В 1918 г. он был арестован белогвардейцами (по воспоминаниям его сына, отрядом из 23 всадников)1 и 22 июля 1918 г. расстрелян на станции Половина Транссибирской железной дороги. В честь его и назвали коммуну.
Председателем коммуны избрали Харлампия Дмитриевича Петрова, местного крестьянина. Всего в коммуну входило чуть более 100 человек2.
Жили по распорядку
Коммуне выделили место на противоположном от Холмушино - левом берегу реки. Коммунарам пришлось начинать с 16 га, раскорчевывать новые территории, в результате чего обрабатываемая площадь увеличилась до 100 гектаров.
Жители Холмушина с недоверием относились к коллективному хозяйству: "Увидим, как эта самая коммуна через несколько недель разлетится в пух и прах"3. Позднее Б.Х. Петров (второй председатель) вспоминал, что коммуна была организована для того, чтобы "показать своим односельчанам, что идея коммунизма не утопия, а вполне осуществимая вещь"4.
КулачествоВ уставе коммуны закреплялось, что она является добровольным союзом, вступающие в который передавали все имущество, кроме личных вещей, в общее пользование. Устав предусматривал положение о выходе коммунаров из коллектива: в этом случае крестьянин получал около 70% первоначально обобществленного имущества и земельный участок. В коммуне предусматривалось совместное выполнение государственных повинностей, содержание детей и престарелых членов, предоставление образования, медицинского обслуживания нетрудоспособным за счет коммуны5.
Управлял коммуной Совет, который назначал председателя, принимал решения, определял время сельскохозяйственных работ. После уборочной и посевной кампаний устраивали гулянья. Распорядок дня в коммуне был следующим: в 7 утра завтрак в общей кухне, около 8 утра приступали к работе, с 12 до 2 дня - перерыв, после чего работали до вечера, а в период основных сельскохозяйственных кампаний и ночами. Трудились по 12 часов в день, причем большую часть работы делали вручную, за неимением техники использовали коней.
"В коммуне никто никогда не ругался, боялись Харлампия Петрова. В столовую хоть не приходи: если он заметил с папироской или услышит, что кто-нибудь ругается, он вырежет наклеечку и приклеит на лоб: "Я - курильщик", поставит у всех на виду, после этого курить не захочешь"6.
Новое отношение к труду
Сеяли, преимущественно, пшеницу и меньше чем 25 центнеров с гектара не собирали - что намного больше средних сборов зерновых в Иркутской области. Для обогащения почвы сеяли травы: люцерну, тимофеевку, американский пырей. "Турнепс родился такой, что если бабы, шедшие с грибами, несли по две корзины грибов и срывали два турнепса, то уже грибы нести не могли". Для выращивания отдельных культур использовали парники.
Коммунары разводили племенной скот, удои были высокими - каждая корова давала в среднем по 16 литров в сутки. "Зоотехником работал Бузиков. Это был такой зоотехник, которого теперь днем с огнем не сыщешь. Утром вскакивает - и к коровам. Сам составлял рацион для каждой коровы, тем самым помогая раздаивать коров. Если прибавляет корова молока, он прибавляет рацион, стала корова давать норму, и он становится на норму. Если он после доярки надоит хоть чашку молока, он вой подымет страшный..."
Разводили птицу, для чего был изобретен В.М. Ломакиным инкубатор из керосиновых ламп7. В год создания в собственности коммуны находилось 16 лошадей, 26 коров, 29 телят, 35 овец и коз, 16 свиней. К 1921 г. появилось несколько несложных машин: плуги, бороны, молотилка, сеялки, сепараторы и другой инвентарь...
"Первый опыт показал, что коллективный труд гораздо производительнее, чем труд в одиночку в единоличных, раздробленных крестьянских хозяйствах. ...Местные крестьяне сначала относились к коммуне с недоверием, но когда убедились, что коммунары получили большой урожай и работают дружно, то отношение их к коммуне изменилось"8.
Пахота с винтовками в руках
Как известно, в Сибири после завершения здесь широкомасштабной Гражданской войны полыхали крестьянские антибольшевистские восстания. Для борьбы с повстанчеством ЦК РКП(б) инициировал создание Частей особого назначения (ЧОН), в которые могли входить члены и кандидаты РКП(б) и комсомольцы9. Члены коммуны им. Егорова входили в ЧОН, которым руководил Н.Ф. Коснырев, участник партизанского движения в годы Гражданской войны. В.И. Егоров вспоминал: "Его боялись такие ярые бандиты, как Балтенко и Донской, они говорили, что не страшно напасть на коммуну, но если попадешься в руки Косныреву или Павлову - то сразу голову оторвут". Коммунарам в 1920-1921 г. приходилось всегда быть начеку - некоторые даже пахали, держа при себе винтовку.
С введением новой экономической политики единоличный труд стал более рентабельным, и число коммун в Сибири сократилось в несколько раз, однако самым крепким удалось выжить, в том числе и егоровской. Б.Х. Петров отмечал: "Самым тяжелым периодом в жизни коммуны был период перехода от военного коммунизма к НЭПу, когда 62 человека вышли из коммуны и им было выдано имущество, равное 6 тысячам 733 рублям 33 копейкам, и 44 десятины земли..."10
Жизнь в коммуне: от поэзии до балета
В коммуне имелась крепкая партийная ячейка, возглавляемая Г.А. Грудзинским и насчитывающая 10 коммунистов. Активной была и комсомольская организация. В 1923 г. коммунары создали пионерскую организацию, в которой было 20 детей. Руководил ею А. М. Блауберг, прославившийся среди холмушинцев сочинением песен. Слова одной из них передают колорит эпохи:
- "Меры жизни блещут непогодою,
- Революции бушует шквал.
- Будь готов к борьбе
- вступить с невзгодами,
- И разорить проклятый капитал.
- Будь готов! К порывам
- бурным и пламенным
- Нанести врагам своим удар.
- Приготовься громко крикнуть в будущем:
- - Я борец! Я честный коммунар!
- Будь готов всегда к пути тяжелому,
- Научись бороться, умирать,
- Чтобы жизнь прекрасную, счастливую
- Самому в борьбе отвоевать".11
Коммунары устраивали воскресники, помогали бедным крестьянам, не состоящим в коммуне, например, давали им машины для полевых работ. В коммуне был свой клуб, столовая, пекарня. Коммунары сначала жили в двух больших домах, реквизированных у кулаков, потом стали строить квартиры.
Екатерина Васильевна Березина была первой комсомолкой и тепло отзывалась о коммуне им. Егорова: "Были у нас ясли, детсад. Была хорошая воспитательница Екатерина Степановна. Детей хорошо кормили.
Государство тогда помогало коммуне сильно, даже дало пианино, гармошки".12. В воскресные дни коммунары отдыхали, и каждый выходной сопровождался постановками самодеятельности - в коммуне были свои артисты, музыканты ("струнный оркестр") и даже "балет" с танцовщицами.
В 1923 г. коммуна им. Егорова участвовала во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, как одна из лучших в Иркутской губернии. Первый в округе трактор "Фордзон" коммуна приобрела при непосредственном содействии Ф.Э. Дзержинского и материальной помощи Тельминской ткацкой фабрики13.
Коммуна получила от государства ссуду в виде пшеницы и овса, а Иркутский уездный земельный подотдел посодействовал в приобретении сепаратора, жнейки, плугов и другого инвентаря.
Сохранилось воспоминание Владимира Иосиповича Егорова (сына того самого Егорова, чье имя носила коммуна), в 1939 г. он стал председателем колхоза:
"Заслуга коммуны в том, что она показала преимущество коллективного труда. В коммуне была столовая, детский сад, школа. Экономически коммуна была крепкая, хотя много батраков примкнуло к коммуне. Сама жизнь в коммуне была хороша..."14
"Большевик-гигант" так и не стал гигантом
В 1925 г. из нескольких волостей был образован Усольский район, к ведению которого отошли и угодья коммуны им. Егорова. В 1928 г. коммуна объединилась с сельскохозяйственными артелями "Труд", "Искра" в большую коммуну "Большевик-гигант", которая вскоре стала колхозом. "Коммуна выстояла свой период. На момент коллективизации из 360 коммун осталось три. Коллективизация пошла бурей. Партийное собрание вынесло решение о сплошной коллективизации, и на опыте нашей коммуны коллективизация пошла быстро... Но коммунарам первой коммуны не понравилось в объединенной коммуне... Старой коммуне сливаться не хотелось"15.
Главной задачей колхозов было выполнять все указания сверху: государственные планы посевных и уборочных кампаний, принятие самообязательств, участие в социалистических соревнованиях. Вот и колхоз "Большевик-гигант" в мае 1932 г. "горячо" приветствовал решение ЦК и СНК о хлебозаготовках и ударными темпами решил перевыполнить план16. В сельской жизни стала побеждать показуха.
Вот что находим в воспоминаниях:
"Въезжая в деревню, в колхоз "Большевик-гигант", наблюдаешь, что женщины, девушки и некоторые из мужчин весело и праздно сидят и беседуют за воротами на скамейках около своих домов. Играют весело гармонь с гитарой. Сразу возникает вопрос: почему они не на работе, не на поле? Посмотрим, что делают руководители колхоза? Председатель В. Егоров и председатель сельсовета Н. Егоров отсиживаются в своих кабинетах. А на полях колхоза еще не убрано овса 400 гект., пшеницы не сжато 60 гектаров, ячмень не связанный, солома на полях не копненная, гречиха скошена и лежит на полях"17.
С началом коллективизации коммуна потеряла свою истинную сущность, а трудовой энтузиазм коммунаров разбился о плановые показатели хлебозаготовок.
- 1. Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова. Лаборатория Истории Сибири (ЛИС). 508-28-1. Ф. 1. Бельская. 1963 г. Л. 1. Воспоминания Егорова В.И.
- 2. Тихонов Е.Н., Плотников Р.Ф. Страницы истории Усольской земли: четыре века. Иркутск, 2010. С. 57.
- 3. Шишкин В.И. Социалистическое строительство в сибирской деревне, ноябрь 1919 - март 1921 гг. Новосибирск, 1985. С. 109.
- 4. Там же. С. 102.
- 5. Цыкунов Г.А. Крестьянский коммунизм в Сибири // Известия лаборатории древних технологий. 2018. Т. 14. N 32. С. 219, 220.
- 6. Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова. ЛИС. 508-28-1. Ф. 1. Бельская. 1963 г. Л. 1. Воспоминания Егорова В.И.
- 7. Там же.
- 8. Там же. Воспоминания Коснырева Н.Ф.
- 9. Шишкин В.И. Сибирская Вандея. 1919-1920. Документы. М., 2000. С. 565.
- 10. Тихонов Е.Н., Плотников Р.Ф. Страницы истории Усольской земли. С. 57.
- 11. Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова. ЛИС. 508-28-1. Ф. 1. Бельская. 1963 г. Л. 2. Воспоминания Егорова В.И.
- 12. Там же. Л. 1. Воспоминания Березиной Е.В.
- 13. Цыкунов Г.А. Крестьянский коммунизм в Сибири. С. 218.
- 14. Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова. ЛИС. 508-28-1. Ф. 1. Бельская. 1963 г. Л. 3. Воспоминания Егорова В.И.
- 15. Там же.
- 16. Бригада N 3 "Большевика-гигната" отвечает // Ленинский путь (Усолье-Сибирское). 1932. N 25. С. 4.
- 17. Томилин и Перевалов / Ленинский путь (Усолье-Сибирское). 1939. N 100. С. 3.