05.12.2025 00:01
Общество

Добровольный союз иркутских крестьян: мечта о коммунистическом рае разбилась о коллективизацию

Мечта о коммунистическом рае разбилась о коллективизацию
Текст:  Мария Проскурякова (соискатель)
Родина - Федеральный выпуск: №12 (1225)
В 1960-е годы учеными и студентами Иркутского государственного университета в историко-этнографических экспедициях были собраны воспоминания первых коммунаров, рассказывающие об их непростой жизни в Восточной Сибири в 1920-30-е годы
Члены коммуны "Большевик-гигант" на покосе. 1930 г.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Под Белыми скалами

В Тайтурской волости Иркутского уезда Иркутской губернии на берегу реки Белой находится село Холмушино, основанное в конце XVII в. Место весьма живописное - над рекой протянулись Белые скалы, напоминающие развалины средневековых замков.

Почему в 1920-х годах провалилась красивая идея подъема сельского хозяйства

13 апреля 1920 г. по инициативе бывших красных партизан села была организована одна из первых коммун - имени Иосифа (Осипа) Гавриловича Егорова, который, по различным источникам, был первым председателем Тайтурского ревкома и начальником земельного отдела Иркутского губисполкома. После подавления в Иркутске восстания юнкеров в 1917 г. Егоров вернулся в Холмушино. В 1918 г. он был арестован белогвардейцами (по воспоминаниям его сына, отрядом из 23 всадников)1 и 22 июля 1918 г. расстрелян на станции Половина Транссибирской железной дороги. В честь его и назвали коммуну.

Председателем коммуны избрали Харлампия Дмитриевича Петрова, местного крестьянина. Всего в коммуну входило чуть более 100 человек2.

Жили по распорядку

Коммуне выделили место на противоположном от Холмушино - левом берегу реки. Коммунарам пришлось начинать с 16 га, раскорчевывать новые территории, в результате чего обрабатываемая площадь увеличилась до 100 гектаров.

Коллективизация, пролог. Постановление "О признаках кулацких хозяйств..."

Жители Холмушина с недоверием относились к коллективному хозяйству: "Увидим, как эта самая коммуна через несколько недель разлетится в пух и прах"3. Позднее Б.Х. Петров (второй председатель) вспоминал, что коммуна была организована для того, чтобы "показать своим односельчанам, что идея коммунизма не утопия, а вполне осуществимая вещь"4.

Кулачество

В уставе коммуны закреплялось, что она является добровольным союзом, вступающие в который передавали все имущество, кроме личных вещей, в общее пользование. Устав предусматривал положение о выходе коммунаров из коллектива: в этом случае крестьянин получал около 70% первоначально обобществленного имущества и земельный участок. В коммуне предусматривалось совместное выполнение государственных повинностей, содержание детей и престарелых членов, предоставление образования, медицинского обслуживания нетрудоспособным за счет коммуны5.

Управлял коммуной Совет, который назначал председателя, принимал решения, определял время сельскохозяйственных работ. После уборочной и посевной кампаний устраивали гулянья. Распорядок дня в коммуне был следующим: в 7 утра завтрак в общей кухне, около 8 утра приступали к работе, с 12 до 2 дня - перерыв, после чего работали до вечера, а в период основных сельскохозяйственных кампаний и ночами. Трудились по 12 часов в день, причем большую часть работы делали вручную, за неимением техники использовали коней.

Как "тарабарский язык" Платонова мешал Сталину создавать колхозы

"В коммуне никто никогда не ругался, боялись Харлампия Петрова. В столовую хоть не приходи: если он заметил с папироской или услышит, что кто-нибудь ругается, он вырежет наклеечку и приклеит на лоб: "Я - курильщик", поставит у всех на виду, после этого курить не захочешь"6.

Новое отношение к труду

Сеяли, преимущественно, пшеницу и меньше чем 25 центнеров с гектара не собирали - что намного больше средних сборов зерновых в Иркутской области. Для обогащения почвы сеяли травы: люцерну, тимофеевку, американский пырей. "Турнепс родился такой, что если бабы, шедшие с грибами, несли по две корзины грибов и срывали два турнепса, то уже грибы нести не могли". Для выращивания отдельных культур использовали парники.

Коммунары разводили племенной скот, удои были высокими - каждая корова давала в среднем по 16 литров в сутки. "Зоотехником работал Бузиков. Это был такой зоотехник, которого теперь днем с огнем не сыщешь. Утром вскакивает - и к коровам. Сам составлял рацион для каждой коровы, тем самым помогая раздаивать коров. Если прибавляет корова молока, он прибавляет рацион, стала корова давать норму, и он становится на норму. Если он после доярки надоит хоть чашку молока, он вой подымет страшный..."

Разводили птицу, для чего был изобретен В.М. Ломакиным инкубатор из керосиновых ламп7. В год создания в собственности коммуны находилось 16 лошадей, 26 коров, 29 телят, 35 овец и коз, 16 свиней. К 1921 г. появилось несколько несложных машин: плуги, бороны, молотилка, сеялки, сепараторы и другой инвентарь...

"Первый опыт показал, что коллективный труд гораздо производительнее, чем труд в одиночку в единоличных, раздробленных крестьянских хозяйствах. ...Местные крестьяне сначала относились к коммуне с недоверием, но когда убедились, что коммунары получили большой урожай и работают дружно, то отношение их к коммуне изменилось"8.

Пахота с винтовками в руках

Как известно, в Сибири после завершения здесь широкомасштабной Гражданской войны полыхали крестьянские антибольшевистские восстания. Для борьбы с повстанчеством ЦК РКП(б) инициировал создание Частей особого назначения (ЧОН), в которые могли входить члены и кандидаты РКП(б) и комсомольцы9. Члены коммуны им. Егорова входили в ЧОН, которым руководил Н.Ф. Коснырев, участник партизанского движения в годы Гражданской войны. В.И. Егоров вспоминал: "Его боялись такие ярые бандиты, как Балтенко и Донской, они говорили, что не страшно напасть на коммуну, но если попадешься в руки Косныреву или Павлову - то сразу голову оторвут". Коммунарам в 1920-1921 г. приходилось всегда быть начеку - некоторые даже пахали, держа при себе винтовку.

Все вокруг колхозное. Тысячи семей в России помнят, что с ними произошло в 1930-х

С введением новой экономической политики единоличный труд стал более рентабельным, и число коммун в Сибири сократилось в несколько раз, однако самым крепким удалось выжить, в том числе и егоровской. Б.Х. Петров отмечал: "Самым тяжелым периодом в жизни коммуны был период перехода от военного коммунизма к НЭПу, когда 62 человека вышли из коммуны и им было выдано имущество, равное 6 тысячам 733 рублям 33 копейкам, и 44 десятины земли..."10

Жизнь в коммуне: от поэзии до балета

В коммуне имелась крепкая партийная ячейка, возглавляемая Г.А. Грудзинским и насчитывающая 10 коммунистов. Активной была и комсомольская организация. В 1923 г. коммунары создали пионерскую организацию, в которой было 20 детей. Руководил ею А. М. Блауберг, прославившийся среди холмушинцев сочинением песен. Слова одной из них передают колорит эпохи:

Коммунары устраивали воскресники, помогали бедным крестьянам, не состоящим в коммуне, например, давали им машины для полевых работ. В коммуне был свой клуб, столовая, пекарня. Коммунары сначала жили в двух больших домах, реквизированных у кулаков, потом стали строить квартиры.

Екатерина Васильевна Березина была первой комсомолкой и тепло отзывалась о коммуне им. Егорова: "Были у нас ясли, детсад. Была хорошая воспитательница Екатерина Степановна. Детей хорошо кормили.

Государство тогда помогало коммуне сильно, даже дало пианино, гармошки".12. В воскресные дни коммунары отдыхали, и каждый выходной сопровождался постановками самодеятельности - в коммуне были свои артисты, музыканты ("струнный оркестр") и даже "балет" с танцовщицами.

В 1923 г. коммуна им. Егорова участвовала во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, как одна из лучших в Иркутской губернии. Первый в округе трактор "Фордзон" коммуна приобрела при непосредственном содействии Ф.Э. Дзержинского и материальной помощи Тельминской ткацкой фабрики13.

Коммуна получила от государства ссуду в виде пшеницы и овса, а Иркутский уездный земельный подотдел посодействовал в приобретении сепаратора, жнейки, плугов и другого инвентаря.

За что арестовали председателя колхоза имени Ильича Григория Краснова

Сохранилось воспоминание Владимира Иосиповича Егорова (сына того самого Егорова, чье имя носила коммуна), в 1939 г. он стал председателем колхоза:

"Заслуга коммуны в том, что она показала преимущество коллективного труда. В коммуне была столовая, детский сад, школа. Экономически коммуна была крепкая, хотя много батраков примкнуло к коммуне. Сама жизнь в коммуне была хороша..."14

"Большевик-гигант" так и не стал гигантом

В 1925 г. из нескольких волостей был образован Усольский район, к ведению которого отошли и угодья коммуны им. Егорова. В 1928 г. коммуна объединилась с сельскохозяйственными артелями "Труд", "Искра" в большую коммуну "Большевик-гигант", которая вскоре стала колхозом. "Коммуна выстояла свой период. На момент коллективизации из 360 коммун осталось три. Коллективизация пошла бурей. Партийное собрание вынесло решение о сплошной коллективизации, и на опыте нашей коммуны коллективизация пошла быстро... Но коммунарам первой коммуны не понравилось в объединенной коммуне... Старой коммуне сливаться не хотелось"15.

Главной задачей колхозов было выполнять все указания сверху: государственные планы посевных и уборочных кампаний, принятие самообязательств, участие в социалистических соревнованиях. Вот и колхоз "Большевик-гигант" в мае 1932 г. "горячо" приветствовал решение ЦК и СНК о хлебозаготовках и ударными темпами решил перевыполнить план16. В сельской жизни стала побеждать показуха.

Вот что находим в воспоминаниях:

"Въезжая в деревню, в колхоз "Большевик-гигант", наблюдаешь, что женщины, девушки и некоторые из мужчин весело и праздно сидят и беседуют за воротами на скамейках около своих домов. Играют весело гармонь с гитарой. Сразу возникает вопрос: почему они не на работе, не на поле? Посмотрим, что делают руководители колхоза? Председатель В. Егоров и председатель сельсовета Н. Егоров отсиживаются в своих кабинетах. А на полях колхоза еще не убрано овса 400 гект., пшеницы не сжато 60 гектаров, ячмень не связанный, солома на полях не копненная, гречиха скошена и лежит на полях"17.

С началом коллективизации коммуна потеряла свою истинную сущность, а трудовой энтузиазм коммунаров разбился о плановые показатели хлебозаготовок.

История Научная библиотека ЕГЭ по истории Иркутская область