Из фондов Центрального музея кино отобрали вещи, связанные с известными фильмами на историческую тему: одежду персонажей, эскизы ключевых сцен, фотографии со съемок.
"Шубы боярские" к первой части "Ивана Грозного" Эйзенштейна здесь самые ценные: их сделали в 1943 году в Алма-Ате из тканей 300-летней давности.
- Киностудия находилась в эвакуации, все создавали с нуля и из подручных материалов. Но царский двор в фильме должен был выглядеть роскошно! По счастливому совпадению в Алма-Ату вывезли и музей монастыря "Новый Иерусалим". Его экспонаты - это в основном церковная утварь, но в запасниках оказались и рулоны со старинными итальянскими тканями - парчой и бархатом. "Сверху" дали команду помочь режиссерской группе - и рулоны выдали для пошива костюмов. Получается, сейчас этим тканям около 400 лет - рассказала директор Государственного центрального музея кино Лариса Баженова.
Еще одну версию происхождения парчи для "Ивана Грозного" изложил в журнале "Историк" кандидат филологических наук Арсений Замостьянов к 80-летию выхода драмы на большой экран. Первую часть в кинотеатрах показали в начале 1945-го. В поисках подходящих "расходников" Эйзенштейн дошел до самого наркома финансов Арсения Зверева - когда тот приехал в казахскую столицу в командировку, режиссер показал ему свою съемочную площадку и уговорил пожертвовать для кинофильма, согласованного со Сталиным, несколько рулонов ткани из экспортного заказа. И парчу в сопровождении вооруженной охраны привезли из Красноярска.
Там же описаны другие подробности работы над "Иваном Грозным": артисты работали в нетопленых павильонах, в основном по ночам - днем электричество подавали на оборонные заводы. Настоящие яства для царского стола смачивали керосином, чтобы голодные сотрудники студии не пытались их отведать.
Большинство костюмов из фильма не сохранилось. Черный плат из бархата, расшитого золотом, послужил погребальным покровом для самого Сергея Эйзенштейна, который умер, так и не сняв третью часть "Грозного". Реквизит пригодился для других съемок.
Одно из облачений царя, сшитое в 1943-м, появилось впоследствии в комедии Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". Ящики же с шубами второстепенных персонажей стояли в закоулках "Мосфильма" и, по воспоминаниям киноведа Наума Клеймана, были "обретены" совершенно случайно.
- Не секрет, что идея снять биографию Ивана Грозного принадлежала Сталину, фактически он видел себя продолжателем его политики. Режиссер понимал, что от него требуется комплиментарный образ, который и получился в первой части фильма. Там мы видим, что нарастающая жестокость политики Грозного обусловлена заговором вокруг царя, - пояснил главный научный сотрудник музея кино Никита Котик. - Во второй части Эйзенштейн показывает, как власть доходит до тирании и царь теряет человеческий облик. В планах третьей части была знаковая сцена покаяния: царь молится перед огромной фреской Страшного суда, но когда входит священнослужитель, все его смирение исчезает. На режиссерском эскизе в финале Грозный стоит на берегу Балтийского моря, над ним - подпись "Один?".
Кроме драмы Эйзенштейна, в проекте собраны материалы к "Ивану Грозному" Ивана Пырьева, фильму 1937 года "Петр Первый", дилогии Сергея Герасимова "Юность Петра" и "В начале славных дел" (1980), а также кинокартинам о екатерининской эпохе: "Адмирал Ушаков" (1953), "Михайло Ломоносов" (1986) и "Русский бунт" (1999).
Выставка работает в воронежском художественном музее имени И. Крамского до 10 февраля.
Съемки и кадры из фильма "Иван Грозный"