издается с 1879Купить журнал

300-летняя "изюминка" обеспечила успех "Ивану Грозному"

18:57

Костюмы бояр и опричника, сшитые в эвакуации из раритетной ткани XVII века для дилогии Сергея Эйзенштейна, теперь можно увидеть в столице Черноземья. Богатые парчовые шубы на фоне военного дефицита стали символом невероятного упорства кинематографистов. Реквизит и рисунки к "Ивану Грозному" - часть проекта "Собиратели земель русских". Он посвящен образам главных отечественных самодержцев. Помимо Грозного, героями стали Петр Первый и Екатерина Великая, то есть цари, которые наиболее активно расширяли границы государства.

Артист Николай Черкасов в роли Ивана Грозного и режиссер Сергей Эйзенштейн (слева направо) на съемках советского исторического фильма "Иван Грозный" (1944 год). Немногое из драгоценного реквизита фильма удалось сохранить.

Геннадий Щербаков/РИА Новости

Артист Николай Черкасов в роли Ивана Грозного и режиссер Сергей Эйзенштейн (слева направо) на съемках советского исторического фильма "Иван Грозный" (1944 год). Немногое из драгоценного реквизита фильма удалось сохранить.

Из фондов Центрального музея кино отобрали вещи, связанные с известными фильмами на историческую тему: одежду персонажей, эскизы ключевых сцен, фотографии со съемок.

"Шубы боярские" к первой части "Ивана Грозного" Эйзенштейна здесь самые ценные: их сделали в 1943 году в Алма-Ате из тканей 300-летней давности.

Иосиф Шпинель, Сергей Эйзенштейн, Эдуард Тиссэ и Борис Бунеев ведут подготовительные работы к съемке фильма "Иван Грозный". Фото: РИА Новости

- Киностудия находилась в эвакуации, все создавали с нуля и из подручных материалов. Но царский двор в фильме должен был выглядеть роскошно! По счастливому совпадению в Алма-Ату вывезли и музей монастыря "Новый Иерусалим". Его экспонаты - это в основном церковная утварь, но в запасниках оказались и рулоны со старинными итальянскими тканями - парчой и бархатом. "Сверху" дали команду помочь режиссерской группе - и рулоны выдали для пошива костюмов. Получается, сейчас этим тканям около 400 лет - рассказала директор Государственного центрального музея кино Лариса Баженова.

Еще одну версию происхождения парчи для "Ивана Грозного" изложил в журнале "Историк" кандидат филологических наук Арсений Замостьянов к 80-летию выхода драмы на большой экран. Первую часть в кинотеатрах показали в начале 1945-го. В поисках подходящих "расходников" Эйзенштейн дошел до самого наркома финансов Арсения Зверева - когда тот приехал в казахскую столицу в командировку, режиссер показал ему свою съемочную площадку и уговорил пожертвовать для кинофильма, согласованного со Сталиным, несколько рулонов ткани из экспортного заказа. И парчу в сопровождении вооруженной охраны привезли из Красноярска.

Там же описаны другие подробности работы над "Иваном Грозным": артисты работали в нетопленых павильонах, в основном по ночам - днем электричество подавали на оборонные заводы. Настоящие яства для царского стола смачивали керосином, чтобы голодные сотрудники студии не пытались их отведать.

"Шубы боярские" к первой части "Ивана Грозного" Эйзенштейна здесь самые ценные: их сделали в 1943 году в Алма-Ате из тканей 300-летней давности. Фото: Ткачёва Татьяна

Большинство костюмов из фильма не сохранилось. Черный плат из бархата, расшитого золотом, послужил погребальным покровом для самого Сергея Эйзенштейна, который умер, так и не сняв третью часть "Грозного". Реквизит пригодился для других съемок.

Одно из облачений царя, сшитое в 1943-м, появилось впоследствии в комедии Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". Ящики же с шубами второстепенных персонажей стояли в закоулках "Мосфильма" и, по воспоминаниям киноведа Наума Клеймана, были "обретены" совершенно случайно.

Сейчас этим тканям около 400 лет. Фото: Ткачёва Татьяна

- Не секрет, что идея снять биографию Ивана Грозного принадлежала Сталину, фактически он видел себя продолжателем его политики. Режиссер понимал, что от него требуется комплиментарный образ, который и получился в первой части фильма. Там мы видим, что нарастающая жестокость политики Грозного обусловлена заговором вокруг царя, - пояснил главный научный сотрудник музея кино Никита Котик. - Во второй части Эйзенштейн показывает, как власть доходит до тирании и царь теряет человеческий облик. В планах третьей части была знаковая сцена покаяния: царь молится перед огромной фреской Страшного суда, но когда входит священнослужитель, все его смирение исчезает. На режиссерском эскизе в финале Грозный стоит на берегу Балтийского моря, над ним - подпись "Один?".

Кроме драмы Эйзенштейна, в проекте собраны материалы к "Ивану Грозному" Ивана Пырьева, фильму 1937 года "Петр Первый", дилогии Сергея Герасимова "Юность Петра" и "В начале славных дел" (1980), а также кинокартинам о екатерининской эпохе: "Адмирал Ушаков" (1953), "Михайло Ломоносов" (1986) и "Русский бунт" (1999).

Выставка работает в воронежском художественном музее имени И. Крамского до 10 февраля.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться