ПРАДЕДУШКА АЛЕША
У меня был прадедушка Алеша, муж прабабушки Вали. Он прошел всю войну, воевал на Украинском фронте, был тяжело ранен, из-за чего у него были проблемы с сердцем. Но он не любил вспоминать о войне. И награды свои, которых было очень много, надевал только по большим праздникам.
У дедушки Алеши было несколько инфарктов, а умер он от третьего. Ему надо было беречь сердце, думать о своем здоровье, а он жил полной жизнью - вел в школе шахматный кружок, много общался с ребятами, помогал родным и даже совсем чужим людям. Умер он очень рано, маме было всего два года, но она до сих пор его помнит - как он качал ее на коленях, приговаривая: "Ехали мы, ехали, ехали с орехами"... А еще он подарил ей первый в ее жизни велосипед! Купил на день рождения, и бабушка хотела его спрятать, потому что до дня рождения было еще два месяца, но дедушка сказал: "Зачем же ждать? Пусть ребенок катается!"
Мама каталась и радовалась. А когда день рождения наступил, дедушки уже не было на свете.
Прадедушка Вася.
из семейного архива.
ПРАДЕДУШКА ВАСЯ
Второй мой прадедушка с семьей жил в Ленинграде. Он обладал неуемной фантазией и умел сочинять невероятные истории, которые рассказывал детям. То, что рождалось в голове дедушки Васи, было интереснее любой книжки. Прабабушка Шура ругалась, потому что детям давно было пора спать, но они кричали: "Мама, подожди, не мешай!" - да и он сам не мог остановиться. А потом он ушел на войну и не вернулся. А его семья осталась в Ленинграде, где вскоре началась блокада.
ДЕДУШКА ЛЁНЯ
Это было очень страшное время, когда немцы окружили Ленинград и не давали жителям ни еды, ни лекарств, а кто пытался прорваться из окружения, бомбили и убивали. Дедушка Лёня рассказывал, что никогда не отпускал свою сестру Свету из дома одну. Бабушка строго-настрого наказала ему всегда ходить с ней рядом. "Съедят", - говорила она. Во время блокады у дедушки умерли от голода все родственники. Он рассказывал, как в их квартире лежали трупы соседей, и их лица обгрызали крысы. Потом бабушке удалось вывезти их с тетей Светой по "дороге жизни" - Ладожскому озеру. Им повезло: в их корабль не попал ни один вражеский снаряд. А тот, что шел впереди, на дедушкиных глазах разбило в щепки...
Потом их повезли в эвакуацию на Кубань. Всем блокадникам дали еду - борщ и хлеб, на который все набросились, а этого делать было нельзя. Люди корчились в страшных муках и умирали от заворота кишок. Бабушка Шура была детским врачом, она давала дедушке Лёне и тете Свете борщ маленькой ложечкой. Дедушка рассказывал, что ни до этого, ни потом не ел борща вкуснее.
А потом дедушка Лёня вырос, приехал в Москву и поступил на физический факультет МГУ. А бабушка Люся - на исторический. Там они познакомились и поженились. У них родилась мама, а у мамы родилась я. Это очень хорошо, потому что жизнь продолжается!
Маша АФАНАСЬЕВА, 9 лет
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем