Эрмитаж и журнал "Родина" продолжают совместный проект, в рамках которого мы знакомим читателей с малоизвестными полотнами, медалями, амуницией, мемориальным оружием и другими реликвиями из запасников главного российского музея.
19 (31) марта 1814 года, на другой день после кровопролитного сражения при Монмартре, войска союзников во главе с императором Александром I, королем Фридрихом Вильгельмом III Прусским и австрийским фельдмаршалом князем Карлом Филиппом Шварценбергом торжественно вступили в Париж.
Спустя несколько дней, 23 марта (4 апреля), Наполеон отрекся от престола.
МАТЬ-ОСЛУШНИЦА
Несмотря на то что триумф разделили с Александром прусский король и австрийский главнокомандующий, ни для кого не было секретом, что рядом с русским императором на подмостках исторической драмы они играли роль статистов: в Александре все видели царя царей, Агамемнона новой Илиады. Парижский монетный двор поспешил отчеканить памятную медаль, автором которой выступил знаменитый медальер Жан-Бертран Андрие, воспевавший прежде подвиги Наполеона...
Увековечить деяния Александра медалью решили и в России. По получении официального известия о взятии Парижа (оно было доставлено в Петербург генерал-лейтенантом П.В. Голенищевым-Кутузовым 13 апреля 1814 года) Синод, Государственный Совет и Сенат собрались на совместное заседание и единодушно приняли постановление о поднесении императору Александру титула "Благословенный". Тем же постановлением "для предания позднейшему потомству настоящей славы России и сердечной благодарности к Виновнику оной" предписывалось "выбить медаль и воздвигнуть в престольном граде памятник с надписью: "Александру Благословенному, Императору Всероссийскому, Великодушному Держав Восстановителю от признательныя России".
Александр ознакомился с этим постановлением по пути на родину, в Германии, - и решительно воспротивился всем трем пунктам: отказался от титула "Благословенный", запретил чеканить медали и воздвигать памятники в свою честь.
Однако державный запрет был нарушен: на Петербургском монетном дворе в честь императора выбили большую медаль, на которой Александр I именовался "Благословенным".
"Ослушницей" стала мать государя - вдовствующая императрица Мария Федоровна.
ВОЛЯ СЫНА
Высокоодаренная натура, Мария Федоровна еще в юности проявила разносторонний художественный талант и достигла общепризнанных успехов в музыке и изобразительном искусстве. Мария Федоровна в совершенстве владела акварелью и пастелью; писала на бумаге, стекле и фарфоре, изготовляла на токарном станке изящные настольные украшения из слоновой кости и янтаря, мастерски вырезала силуэты из черной бумаги. Особым ее увлечением была лепка из воска и резьба на стали и твердых камнях; этому ремеслу она училась у выдающегося медальера Карла Леберехта. К триумфальному возвращению Александра императрица-мать исполнила медаль в его честь.
Между тем приготовления к торжествам по случаю возвращения Александра Павловича шли в Петербурге полным ходом. "Обряд торжественной встречи", разработанный под руководством столичного главнокомандующего С.К. Вязмитинова, предусматривал трехдневные празднества с пушечной пальбой, колокольным звоном и иллюминацией. Однако 7 июля петербургскому главнокомандующему был доставлен обескураживающий рескрипт императора: "Сергей Козмич! Дошло до моего сведения, что делаются разные приуготовления к моей встрече. Ненавидя оные всегда, почитаю их еще менее приличными ныне, - выговаривал Государь Вязмитинову. - Един Всевышний причиною знаменитых происшествий, довершивших кровопролитную брань в Европе. Перед ним все должны мы смиряться. Объявите повсюду мою непременную волю, дабы никаких встреч и приемов для меня не делать".
Въезд Александра I в столицу ознаменовался лишь торжественным молебном в Казанском соборе 13 июля. Триумфальные ворота, уже воздвигнутые Дж. Кваренги у Нарвской заставы, государь приказал посвятить подвигам Российской гвардии.
РЕДАКТУРА ИМПЕРАТРИЦЫ
В тот самый день, когда государь утвердил проекты посвятительных надписей в честь войск российской гвардии для Нарвских триумфальных ворот, - 27 июля 1814 года, - императрица Мария Федоровна устроила в Павловске великолепный праздник в честь Александра I - с аллегорическим музыкально-хореографическим представлением, поставленным Ю.А. Нелединским-Мелецким по сценарию К.Н. Батюшкова при участии Г.Р. Державина и П.А. Корсакова; торжество длилось до утра.
На празднестве императрица и преподнесла своему державному сыну золотую медаль "Избавитель народов", отчеканенную по собственноручно выполненной ею модели и при помощи собственноручно вырезанных ею штемпелей. В работе над композицией реверса медали Мария Федоровна воспользовалась рисунками художника И.А. Иванова (1779-1848), исполненными по эскизам А.Н. Оленина (1763-1843), правившего в это время должность государственного секретаря и руководившего Императорской публичной библиотекой.
Оленин предлагал изобразить на оборотной стороне медали алтарь с надписью:
Избавителю Народов Александру Великодушному
***
От Родительницы Любезному Сыну
или Любезному Сыну
Императрица Мария Федоровна приняла лишь первую половину предложенного ей текста, подвергнув его некоторой редакции; в частности, согласно решению Сената, Синода и Государственного совета, она нарекла Александра "Благословенным", а не "Великодушным".
P.S. В августе 1814 года Монетному двору было заказано "для ея императорского величества 3 экз<емпляра> золотых и 50, а если можно, и до 100 экз<емпляров> бронзовых, той медали, которой штемпеля ныне собственными ея величества трудами вырезались". Впрочем, известны эти медали и в серебре - вероятно, позднейшего чекана.В Эрмитаже хранятся три золотые, одна серебряная и две бронзовые медали. Одна из них - та самая, которую "Избавителю народов" преподнесла его венценосная мать. Ни Александр Македонский, ни Гай Юлий Цезарь, ни Наполеон Бонапарт такой наградой похвалиться не могли...
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем