Егор Блошенко и революция 1917 года
2 (15) декабря 1917 года уроженец села Петровка Павловского уезда Воронежской губернии Георгий (Егор) Семенович Блошенко окончательно демобилизовался из 24-го запасного пехотного полка.
Родившийся 14 (27) апреля 1898 года 1, он принадлежал к тому поколению новобранцев, которые призывались еще в Русскую императорскую армию, проходили службу в армии Российской буржуазно-демократической республики, а увольнялись уже из "дореволюционной" армии. Взбудораженная февральскими событиями армия, в которую попал Блошенко, стремительно разлагалась и в основной своей массе воевать решительно не желала. И дело отнюдь не в агитации большевиков (как до сих пор считают некоторые историки). Обе революции 1917 года совершили солдаты тыловых гарнизонов. Большевиков ли винить в том, что разбросанные по всей России запасные полки разбухали порой до размеров дивизий, а новобранцы месяцами изнывали без дела? И становились легкой "добычей" политических агитаторов всех мастей?
К примеру, активные участники октябрьского переворота, в рядах 5го запасного пулеметного полка, И.Ф. Бакулин и И.А. Громов были призваны в армию еще в 1916 году и вплоть до октября семнадцатого до передовой так и не добрались2. Другой активист партии большевиков И.А. Чуев, будучи зачисленным в октябре 1916го в 58й запасный пехотный полк, без малого год (!) преспокойно обретался в далеком от фронта Воронеже3.
В этом свете странным выглядит и решение военного министерства о призыве в армию всех ссыльных и политически неблагонадежных. Так, в 92-м запасном пехотном полку очутился Л.М. Каганович4, а в 15-м Сибирском запасном стрелковом полку - И.В. Сталин5. В недалеком будущем - видные советские партийные деятели. Ведь ясно же, что не укреплением дисциплины в частях они занимались! И при этом от действительной военной службы освобождались тысячи молодых людей вполне призывного возраста. Но их правительство опасалось трогать, дабы не вызвать нападок Думы и "либеральной прессы".
Что касается размещенного в Полтаве 24-го запасного пехотного полка, в котором служил Егор Блошенко, он не выдвинул из своих рядов ни одного сколько-нибудь известного революционера. И Октябрьскую революцию встретил в целом пассивно. Не было замечено ни одной мало-мальски значительной акции ни в поддержку большевиков, ни в защиту свергнутого Временного правительства. Запасники стремились не к активной политической жизни, а к скорейшему возвращению домой.
В том числе и Егор Семенович Блошенко.
Сантино Саларди и Первая мировая война
2 (15 декабря), день в день с Блошенко, но только спустя два года "неограниченный отпуск" из итальянской армии получил Сантино Саларди (Santino Salardi)6. Родившийся 1 ноября 1896 года в городке Сан-Джованни-ин-Персичето, в окрестностях Болоньи, он был призван в армию 7 декабря 1915 г. и получил назначение в 3 Reggimento genio telegrafisti (можно перевести, как 3-й полк телеграфной службы)7. Служба в войсках связи давала гораздо больше шансов уцелеть, нежели в штурмовых и пехотных частях. Однако и здесь существовали свои опасности. Особенно, если принять во внимание высокогорный характер войны в Доломитовых Альпах. Так, например, один из товарищей С. Саларди был насмерть поражен разрядом молнии во время монтажных работ8. Другие гибли, срываясь со скал, замерзая в снежных буранах.
Но все это было ничто по сравнению с паникой и неразберихой, возникшей в результате прорыва немцев и австрийцев у Капоретто. Саларди вместе с солдатом по фамилии Гранзотто пришлось отступать в отрыве от своих подразделений, для чего они "позаимствовали" чей-то бесхозный велосипед 9. А после стабилизации фронта на Пьяве Сантино Саларди продолжил службу в качестве радиста. Иногда для более устойчивого приема сигнала ему приходилось подниматься над горами на пассажирском сиденье самолета. Тогда же Саларди освоил и все премудрости аэрофотосъемки. Целым и невредимым встретил окончание войны.
День демобилизации - единственное, что и объединило, и развело навсегда двух незнакомых людей.
И умерли в одном возрасте...
Сантино Саларди после возвращения домой зажил тихой и размеренной жизнью. Увлекался астрономией и радиотехникой, был одним из пионеров фотографии в Сан-Джованни-ин-Персичето. Скончался 20 февраля 1990 года, в возрасте девяноста четырех лет.
А вот Егору Семеновичу Блошенко судьба словно в отместку за то, что избежал окопов Первой мировой войны, уготовила тяжелые испытания гражданской и Великой Отечественной. Он повторно призван 10 мая 1919 года в 6-й мостостроительный дивизион. Сражался на Южном фронте против Деникина. А третий раз был мобилизован уже в 1941-м - сначала в 24-й рабочий батальон, затем в 1413-й отдельный саперный батальон. Участвовал в неудачном наступлении в районе Купянска (Харьковская операция 1942 года), где попал в плен. Был освобожден в июне 1945 года. На том и закончилась его военная эпопея, начавшаяся в феврале 1917 года10.
Вернувшись на родину, Егор Семенович перебрался в районный городок Павловск, устроился столяром в артель "Красный кустарь", где и трудился до пенсии. Умер 26 сентября 1993 года, совсем ненамного пережив Сантино Саларди.
Ни Егор Блошенко, ни Сантино Саларди не совершили в своей жизни ничего героического. Две судьбы обычных "маленьких людей", втянутых в грозный исторический водоворот. Но какие же это разные судьбы...
- 1. Метрические книги села Петровка за 1898 год.
- 2. "За власть Советов!", Воронеж, "Воронежское книжное издательство", 1957; стр. 126, 128.
- 3. Там же; стр. 7, 140.
- 4. Е.К.Максимов, В.П.Тотфалушин "Саратовское Поволжье в годы первой мировой войны", Саратов, "Научная книга", 2007; стр. 20.
- 5. Г.Н.Кудий "Первая мировая война и Россия, мое понимание", Москва, издательский дом "Журналист", 2013; стр. 568.
- 6. "Foglio matricolare" Сантино Саларди.
- 7. Там же.
- 8. www.frontedolomitico.it/Uomini/protagonisti/SalardiSantino.html.
- 9. Там же.
- 10. "Военный билет" Е.С.Блошенко.
Автор выражает признательность внукам Е.С.Блошенко и С.Саларди - Сергею Павловичу Блошенко и Джанни Саларди (Gianni Salardi), за любезное разрешение воспользоваться их семейными архивами.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем