Эрмитаж и журнал "Родина" продолжают совместный проект, в рамках которого мы знакомим читателей с малоизвестными раритетами из запасников главного российского музея.
Все начиналось с сабли...
Этот дорожный гарнитур был подарен императору Николаю Павловичу 30 августа 1826 года его матерью, вдовствующей императрицей Марией Федоровной. В этот день - день святого Александра Невского - ежегодно, на протяжении 48 лет, в России праздновалось тезоименитство государя великого князя, а затем императора Александра Павловича. В 1818 г. в честь того же святого и в честь старшего брата великий князь Николай нарек Александром своего первенца.
В 1826 г., когда будущий Александр II праздновал тезоименитство восьмой раз, этот день впервые отмечался без Александра I. Дар, преподнесенный Николаю императрицей-матерью, вероятно, был своеобразной данью памяти его старшего брата.
Дар не был случаен: Николай Павлович любил оружие и знал в нем толк. В пятнадцать лет он, по собственным его воспоминаниям, стал обладателем турецкой сабли, "взятой у одного паши в кампанию 1811 года на Дунае". По-видимому, эту саблю преподнес юному Николаю генерал от инфантерии граф А.Ф. Ланжерон, отличившийся в сражении под Рущуком 22 июня 1811 г. Эта сабля положила начало собранию оружия, которое взялся составлять великий князь Николай.
Александр I благосклонно смотрел на увлечение младшего брата; он подарил Николаю "японский фальконет с надписью". Вслед за ним оружие Николаю стали дарить другие члены императорской семьи - Мария Федоровна, Михаил Павлович - младший брат, разделявший увлечение Николая, и жена Александра Федоровна; в дар ему присылали оружие сестры Екатерина и Мария Павловны, король Вюртембергский Вильгельм I, принц Вильгельм Прусский, принцы Оранский и Ольденбургский.
Первоначально личное собрание Николая Павловича располагалось в Аничковом дворце; в 1827 г. он распорядился перевезти свое оружие в Александровский дворец в Царском Селе. Здесь коллекция значительно пополнилась: в нее было включено оружие предков, уже хранившееся в царскосельских дворцах. В 1834 г. Николай превратил свое собрание в музей - знаменитый Царскосельский арсенал. Полвека спустя, в 1885 г., император Александр III упразднил этот музей, распорядившись передать его экспонаты в Эрмитаж.
Дж. Доу. Мария Федоровна в трауре. 1825-1827.
ГЭ
На что монарху пистолеты?
До повсеместного распространения железных дорог, которые сделали путешествия по Европе относительно безопасными, любой вояж был сопряжен с риском для кошелька и самой жизни. Это обстоятельство породило широкий спрос на дорожные пистолеты. К категории дорожных относились каретные пистолеты и пистолеты для ношения при себе - карманные и поясные. Каретные отличались внушительными размерами и крупным калибром; карманные, как правило, умещались на ладони или несколько превышали ее длину.
Пистолеты, подаренные Николаю I Марией Федоровной, принадлежат к карманным, предназначенным для ношения в плаще или шинели. Не исключено, что Николай Павлович видел в этом гарнитуре не только выдающееся произведение искусства французских оружейников, но и предмет первой необходимости: с дорожными пистолетами не расставался в своих путешествиях даже Наполеон - властелин полумира.
В декабре 1812 г., возвращаясь в Париж инкогнито через порабощенную и униженную им Пруссию, Наполеон подвергался опасности быть схваченным или убитым на месте. "Эта мысль, - вспоминал сопровождавший его А. де Коленкур, - беспокоила его до такой степени, что он спросил меня, в порядке ли наши пистолеты, и проверил, находятся ли его пистолеты у него под рукой. Я осмотрел их в Познани, и мы были вполне готовы хорошенько угостить первого же, кто сунулся бы к нам. Любопытных, которые приблизились бы в эту ночь к нашим дверцам, ожидало плохое развлечение".
В июле 1828 г., во время Русско-турецкой войны, по местам, где была весьма вероятна встреча с турецким разъездом или лесными разбойниками, Николай I с графом А.Х. Бенкендорфом в сопровождении четырех казаков на дрянных лошаденках проезжал в открытой коляске. "Государь, незнакомый со страхом, - с ужасом вспоминал впоследствии Бенкендорф, - спокойно в ней спал или вел со мною живую беседу, как бы на переезде между Петербургом и Петергофом".
Кто знает, не придавал ли Николаю Павловичу вящего хладнокровия подарок его порфироносной матушки?..
Николай I. Камея. Италия. 1820-е гг.
ГЭ
Шедевр версальского оружейника
Дорожный комплект Наполеона, включающий четыре пистолета в несессере с принадлежностями, хранится ныне в Музее армии в Париже; возможно, это те самые пистолеты, которые находились "под рукой" императора в декабре 1812 года. Этот гарнитур, как и гарнитур Николая I, исполнен на Версальской мануфактуре под руководством Н.-Н. Бутэ.
Гарнитур Наполеона поражает ампирной роскошью, едва ли не чрезмерной; гарнитур Николая I также выдержан в стилистике ампира, но украшен много скромнее. И тем не менее это поистине царский подарок: в ансамбле, приобретенном для сына императрицей Марией Федоровной, мастеру в полной мере удалось достичь органического единства технического и художественного решений.
Николя-Ноэль Бутэ (31.09.1761-12.10.1833) родился в Версале в семье потомственного оружейника Ноэля Бутэ. Николя Бутэ унаследовал профессию отца и деда. Через три месяца после взятия Бастилии он женился на Мари-Луиз-Эмили Десэнт; ее отец занимал должность королевского оружейника, и должность эту Бутэ должен был унаследовать. Однако королевская монархия пала, и славу великого оружейного мастера Бутэ снискал в эпоху Консульства и Империи. В день коронации Наполеона, 2 декабря 1804 г., возглавляемая им Версальская оружейная фабрика получила название "Императорская оружейная мануфактура". Высочайший художественный уровень ее продукции, достигнутый благодаря таланту и вкусу Николя-Ноэля Бутэ, доставил главе версальской мануфактуры почетное наименование "директора-художника".
По вступлении союзников в Париж весной 1814 г. Императорская оружейная мануфактура пережила тяжкий удар: она была разграблена пруссаками. Через год, в июле 1815 года, после окончательного низложения Наполеона, она подверглась вторичному разорению и оправиться от него уже не смогла: 22 сентября 1818 г. Версальская оружейная мануфактура была закрыта. Дорожный гарнитур из собрания императора Николая I был приобретен Марией Федоровной спустя 8 лет, и, разумеется, эта покупка была совершена по поручению императрицы кем-то из знатоков оружия, знакомых с собранием государя. Скорее всего, выбор своего подарка Мария Федоровна доверила Карлу Ивановичу Седжеру (1788-1840), библиотекарю Николая Павловича, ведавшему его арсеналом.
|
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем