издается с 1879Купить журнал

Последний челюскинец

Летчик-ас Александр Светогоров, спасший 29 полярников, торжественно предан земле через 81 год после гибели

25 июня 2016 года. Хабаровск. Горький аромат древесной смолы наполняет зал прощания. Военный священник Восточного военного округа, иерей Андрей (Мешков) готовится к прочтению молитвы за души погибших в авиационной катастрофе. В зале мертвая тишина.

Пассажирский гидросамолет "Савой С.55П" вылетел из Александровск-Сахалинского 26 июня 1935 года, чтобы через пять часов приземлиться в Хабаровске. Не случилось. Самолет разбился в непроходимой тайге. Летчик Александр Светогоров с двумя членами экипажа и 12 пассажиров погибли. Все восемь десятков лет они лежали в распадке между горами Медвежьей и Полосатой Чертова хребта, в 67 километра от поселка Лазарев, незахороненными...

Почему?

Гидросамолет и все, кто был на борту, долгое время числились бесследно пропавшими. Притом что к предполагаемому месту крушения не раз снаряжались экспедиции, в том числе из НКВД и прокуратуры. Однако их документы по сей день не рассекречены. И достоверно известно лишь одно: за все прошедшие десятилетия останки экипажа и пассажиров даже не сдвигали с места. Не было возможности вынести их на Большую землю? Или поисковики надеялись вернуться и сделать все по-человечески на месте?

Летчику Светогорову и при жизни не много досталось справедливости. В 1930 гду он прибыл в Хабаровск из Подмосковья, много летал, работал инструктором школы гражданских пилотов им. И.С. Уншлихта (выпустил в первый самостоятельный полет будущую прославленную фронтовую летчицу, Героя Советского Союза Нину Распопову). Драма челюскинцев застала его в должности командира звена эскадрильи Управления Краснознаменной пограничной и внутренней охраны по Дальневосточному краю. Светогоров блестяще выполнил сложнейшее задание полярной командировки: вывез 29 зимовщиков и среди них ребенка, доставил их из Уэлена в бухту Провидения, закончил спасательную операцию на самолете "Савой С.62 бис" без единой поломки.

Но он единственный из великих полярных летчиков, ставших за спасение челюскинцев Героями Советского Союза, - Анатолия Ляпидевского, Сигизмунда Леваневского, Василия Молокова, Николая Каманина, Маврикия Слепнева, Михаила Водопьянова, Ивана Доронина - не получил никакой награды. Только звание "Почетный чекист" да знак "Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)"...

Возможно, дело в колючем нраве героя. Любил он и похулиганить в воздухе. Однажды пронесся в паре с другом между фермами Амурского моста; не зря называли Светогорова "дальневосточным Чкаловым". Даже на любительских фотографиях видно - характер!

В прошлом году хабаровские краеведы, поисковики обратились в Следственный комитет России с заявлением по факту обнаружения человеческих останков и следов авиакатастрофы в тайге. В результате была организована очередная - уже девятая! - экспедиция, в которую вошли следователи и эксперты Комсомольска-на-Амуре следственного отдела на транспорте СКР. Именно она впервые официально подтвердила факт обнаружения разбившегося в 1935 году гидросамолета с бортовым номером "СССР Л840" (заводской N 10531) и непогребенных останков экипажа и пассажиров. Максимальное содействие группе оказал председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин, дав команду провести генетическую экспертизу останков...

А еще наконец-то выяснились обстоятельства катастрофы. В Государственном архиве Хабаровского края обнаружен протокол N 121 заседания бюро Далькрайкома ВКП(б) от 31 августа 1935 года: "Основной и главной причиной гибели самолета является вылет в нелетную погоду". Почему опытный летчик-ас пошел на это? Его самолет был вызван с Сахалина "срочной диспетчерской телеграммой о возвращении в Хабаровск" диспетчером Бураго. Начальник Александровск-Сахалинского гидропорта Моничев за выпуск самолета в нелетную погоду был отдан под суд...

..."Прости им все согрешения вольные и невольные, даруй Царствие Небесное", - звучит поминальная молитва. Построен почетный эскорт. "Смирно! На кара-ул!" - звучит команда. В синее небо рвется марш военного духового оркестра. Залп салюта над свежей братской могилой.


ОНИ БЫЛИ НА БОРТУ


Экипаж: командир Александр Павлович Светогоров, радист Леонид Ефремов, борт-механик Иван Григорьевич Стыченко.

Пассажиры: директор Тымовской МТС (машинно-тракторной станции - прим ред.) (с. Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области) Антон Васильевич Шереметьев, главный бухгалтер МТС Степан Щетинин, главный механик МТС Сергей Валентинович Вараксин, его жена Анна Григорьевна Ильинская с ребенком, бухгалтер "Сахлестреста" Грановский, супруга сотрудника областного земельного управления Мария Александровна Докучаева, инструкторы отдела административно-организационного управления (АОУ) НКВД ДВК Корнышен и Меднис.

Фото сделаны автором, а также предоставлены Авиационным парком-музеем "Воландия" (Park and Museum of Flight "Volandia", Милан, Италия), МКУ "Хабаровский городской центр хранения документов", Музеем истории развития гражданской авиации Дальнего Востока Министерства транспорта РФ (Хабаровск), Сахалинским государственным областным краеведческим музеем.


ТЕЛЕГРАММА АЛЕКСАНДРА БАСТРЫКИНА

"От коллектива Следственного комитета Российской Федерации и от себя лично благодарю вас за приглашение принять участие в историческом мероприятии - проводить в последний путь последнего спасателя челюскинцев, полярного летчика Александра Павловича Светогорова. Благодаря личному мужеству и отваге Александра Павловича были спасены многие жизни, в неимоверных условиях, рискуя собой, он исполнил свой профессиональный и человеческий долг и до последнего дня остался верен призванию и Отечеству. Очень важно, что благодаря нашим совместным усилиям спустя 81 год имя Александра Павловича займет достойное место на Аллее памяти, а его прах будет с почестями предан земле..."


P.S. Дальневосточники намерены ходатайствовать перед Президентом России о присвоении участнику спасения челюскинцев - летчику Александру Светогорову (1904-1935) звания Героя России.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться