Эрмитаж и журнал "Родина" продолжают совместный проект, в рамках которого мы знакомим читателей с малоизвестными раритетами из запасников главного российского музея.
Сенсация с улицы Бабуина
В конце 2014 года глава общества Друзей Эрмитажа в Италии г-н Франческо Бигацци уведомил Эрмитаж о том, что аукционный дом "Бабуино" выставил на продажу уникальное бюро XVIII века русской работы. Свое экзотическое название аукцион получил по своему местонахождению на одноименной улице в центре Рима, связывающей площадь Народа с площадью Испании. В XVI веке на этой улице, называвшейся тогда Виа Паолина, был сооружен фонтан со статуей Силена; эту статую, художественными достоинствами не блиставшую, насмешливые римляне немедленно окрестили обезьяной; прозвище это со временем так укоренилось, что дало название всей улице... Вот на этой-то улице на торгах 15-18 декабря и должно было продаваться великолепное бюро, украшенное изображениями исторических сцен, сопровождавших лот вступление князя Дмитрия Пожарского в Москву в 1612 году: N 157 значился в каталоге как IMPORTANTE E STRAORDINARIO TRUMEAU INTARSIATO, RUSSIA PERIODO LUIGI XVI - "ценное и необыкновенное трехчастное бюро, декорированное интарсией; Россия, эпоха Людовика XVI".
Но на присланной нам фотографии в наборе маркетри, украшающем бюро, явно читались позднейшие орнаментальные мотивы. Уверенные в ошибочности датировки экспертов "Бабуино" специалисты Эрмитажа тем не менее согласились с ними в том, что бюро достойно определений "IMPORTANTE E STRAORDINARIO". Убедившись в горячей заинтересованности музея в приобретении этого бюро, итальянские друзья купили его и принесли в дар Эрмитажу. В мае 2015 года бюро было доставлено в Петербург.
А. Сафонов. Келарь Авраамий Палицин.
Столяр или святитель?
В настоящее время известны, по меньшей мере, два предмета, украшенные набором, выдающим руку того же мастера, который декорировал бюро, подаренное Эрмитажу итальянскими друзьями. Один из этих предметов - столик, находящийся в частном собрании. Второй хранится в Государственном историческом музее - это бюро с цилиндрической крышкой. В отличие от эрмитажного, выдержанного в формах классицизма конца XVIII в., бюро из собрания ГИМ исполнено в духе рококо, но также декорировано сценами из Смутного времени: его крышку украшает наборное изображение въезда царя Михаила Феодоровича в Москву в 1613 году - сюжет, для эстетики рококо не слишком характерный... Изображение этого бюро опубликовано видным московским искусствоведом О.Б.Струговой в великолепном издании "Мебель в русском интерьере" (М.: Изд. дом Руденцовых, 2005). На левом боковом фасаде этого бюро помещена надпись "А.Палицын". Автор альбома трактует эту надпись как имя владельца мастерской, из стен которой вышло это весьма своеобразное произведение.
Сцена, изображенная под этой надписью, представляет священника, во главе ополчения пришедшего к стенам Московского Кремля; воздевая к небу крест, он обращается с увещеванием к разнородной толпе вооруженных людей.
По нашему убеждению, надпись "А.Палицын" указывает на главного героя изображенной здесь исторической сцены - знаменитого Авраамия Палицына, келаря Троице-Сергиева монастыря, вдохновителя патриотического борьбы с польской интервенцией. Летом 1612 г. его воззвания побудили нижегородское ополчение, долго стоявшее в Ярославле, двинуться на Москву. Авраамий и сам явился к князю Д.М. Пожарскому и вместе с ним прибыл в Москву 20 августа. В Москве он застал возмущенных невыплатой жалованья казаков ополчения князя Трубецкого, готовых покинуть театр военных действий. Авраамий убедил их остаться, а затем во время боя князя Дмитрия Пожарского с отрядом Яна Ходкевича, устремившимся на выручку польского гарнизона Московского Кремля, горячей проповедью побудил казацкие дружины прийти на помощь нижегородскому ополчению, пренебрегая запретом, наложенным князем Трубецким на участие казаков в этом сражении. Очевидно, именно эта проповедь Авраамия Палицына и стала сюжетом для остающегося неизвестным мастера художественного набора...
В память второго или третьего столетия?
Через двести лет со дня изгнания из Москвы поляков, к Белокаменной устремились полчища французов. Манифест императора Александра I от 6 (18) июля 1812 года возвестил "О сборе внутри государства земского ополчения". "Ныне взываем ко всем Нашим верноподданным, ко всем сословиям, духовным и мирским, приглашая их вместе с Нами единодушным и общим восстанием содействовать противу всех вражеских замыслов и покушений... - говорилось в манифесте. - Да встретит он в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина".
Однако поставить эрмитажное бюро в один ряд с памятниками Александровской эпохи невозможно: в его наборном декоре легко угадываются черты, свойственные ретроспективным веяниям в искусстве конца XIX - начала XX столетий. Это позволяет с известной долей вероятности датировать дар итальянских друзей Эрмитажа 1912 - 1913 годами, когда отмечалось трехсотлетие свержения польского владычества (1912) и трехсотлетие Дома Романовых (1913). То обстоятельство, что до нас дошли три разных по функциональному назначению предмета с близкими по тематике и исполнению картинами в технике маркетри, заставляет предполагать, что они входили в состав некоего ансамбля, хотя и не отличавшегося стилистическим единством, но имеющего несомненную художественную и историко-культурную ценность. Следует признать, что сюжеты некоторых сцен, запечатленных в наборных картинах, украшающих бюро, по-прежнему нуждаются в определении; можно не сомневаться, что изучение этого замечательного памятника еще преподнесет исследователям не один сюрприз...
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем