Эрмитаж и журнал "Родина" продолжают совместный проект, в рамках которого мы знакомим читателей с малоизвестными раритетами из запасников главного российского музея.
Однополчане подарили его товарищу, воевавшему с юных лет, громившему шведов и сопровождавшему в ссылку Наполеона
Наряду с великолепным настольным памятником графу Н.М. Каменскому (о нем мы рассказали в "Родине" N4 за 2017 год) известный петербургский ювелир П.М.Теннер исполнил памятный кубок в честь другого героя русско-шведской войны 1808-1809 гг. - генерал-адъютанта, генерал-лейтенанта графа П.А. Шувалова. Этот кубок заказали и торжественно преподнесли своему командиру его соратники.
Внук двух генерал-фельдмаршалов
Павел Андреевич Шувалов (21.5.1776, по другим данным, 1774 - 1.12.1823) принадлежал к древнему роду; он относился к третьему поколению Шуваловых, возведенных в графское достоинство императрицей Елизаветой Петровной в 1746 г. и приходился внуком двум генерал-фельдмаршалам. Его дед по отцу, Петр Иванович Шувалов, привел русскую артиллерию в образцовое состояние и ввел на вооружение знаменитую гаубицу, известную под названием шуваловского единорога - по фантастическому существу на гербе Шуваловых: герб этот украшал каждое орудие. Дед по матери, граф Петр Семенович Салтыков, снискал славу победителя Фридриха Великого.
С детства записанный корнетом в Л.-гв. Конный полк, граф Павел Шувалов начал боевую карьеру в звании подпоручика, и 24 октября 1794 г., безусым юнцом принял участие в кровопролитном штурме Праги, варшавского предместья, где заслужил свою первую награду - орден св. Георгия 4-й степени. Полковником суворовских войск Шувалов совершил знаменитый Итальянский поход. В отряде "охотников", как называли тогда добровольцев, он пробился через Сен-Готард и был тяжело ранен пулей на глазах у Суворова, удостоившего его особой похвалы. По возвращении на родину Шувалов вышел было в отставку, но вступление на престол Александра побудило его вернуться в строй: осенью 1801 года он был произведен в генерал-майоры и назначен шефом Глуховского кирасирского полка, с которым вновь со славой сражался с французами в кампании 1807 г.
Летом 1808 г. император Александр за отличие присвоил ему звание генерал-адъютанта.
Триумф на шведской войне
На войне со шведами в Финляндии полководческий талант Павла Шувалова засверкал всеми гранями. В первые дни весны 1809 г. генерал собрал свой четырехтысячный корпус на реке Кеми на северном побережье Ботнического залива; 6 марта, известив шведского генерала Гриппенберга о начале военных действий, он двинулся на Торнео. Шведы отошли, и Шувалов занял город. На другой день он настиг Гриппенберга, разбил его арьергард и принудил 8675 человек сдаться военнопленными с 20 знаменами, 39 орудиями и 60 фальконетами, о чем свидетельствовала конвенция, подписанная 13 марта в Каликсе.
Доведя численность своего корпуса до 10 000 человек, Шувалов 18 апреля выступил из Торнео в Вестерботнию и 2 мая сосредоточился при деревне Сторкоге в намерении атаковать позиции шведского военачальника Кронштедта, занимавшего селение Шеллефтео. На другой день Шувалов взял Шеллефтео в бою; победителю достались 700 пленных, 4 знамени, 22 орудия и обоз. За отличия в этой кампании 20 марта 1809 г. граф Павел Андреевич Шувалов был произведен в генерал-лейтенанты.
Офицеры шуваловского корпуса преподнесли своему командиру серебряный кубок, увенчанный рыцарским шлемом и украшенный гербом покоренной им Вестерботнии, арматурами и памятными надписями.
Особая миссия во Франции
По окончании войны со Швецией Александр отправил Шувалова с дипломатическим поручением в Вену, где граф провел полтора года. Вернувшись, вступил в командование 4м пехотным корпусом, вошедшим перед началом Отечественной войны в состав 1-й западной армии. После перехода Наполеона через Неман корпуса генерал-лейтенантов Шувалова и Тучкова заняли позицию перед Вильной; под натиском превосходящих сил неприятеля они вынуждены были отступить, дав возможность другим корпусам отойти по указанным им направлениям.
Однако болезнь заставила Павла Андреевича передать командование графу А.И.Остерману-Толстому; Шувалов вернулся к армии по окончании Отечественной войны. Во время похода 1813 г. он состоял при императоре; особое благоволение государя он заслужил заключением Неймарского перемирия, имевшего важные политические и стратегические последствия. В 1814 г. граф Шувалов оказал своему государю столь же важную услугу в Люзиньи, отказавшись подписать предложенные противником условия перемирия: следствием этого стало возобновление военных действий, которые привели союзников в Париж.
После низложения Наполеона государь доверил графу Шувалову весьма щепетильную миссию - доставить супругу Наполеона Марию-Луизу из Блуа в Рамбуйе. Шувалов сумел внушить императрице такое доверие, что она не хотела отпускать его; однако графу Шувалову предстояла куда более важная роль: император Александр назначил его комиссаром, ответственным за препровождение Наполеона на Эльбу.
Фр. Бушо (1800-1842). Наполеон в присутствии маршалов отрекается от престола в Фонтенбло. 4 апреля 1814 года.
Последняя встреча с Наполеоном
Наряду с комиссарами от Австрии, Англии и Пруссии граф Шувалов выехал с Наполеоном из Фонтенбло в Сен-Тропе на почтовых. В дороге Наполеон вел себя благожелательно с австрийским комиссаром Кёллером и английским комиссаром Кемпбеллом; с прусским комиссаром Трухсесом и с Шуваловым он обходился дурно... По мере удаления от Парижа население проявляло все большую неприязнь к свергнутому императору; эти проявления достигли апогея в Оргоне 13 (24) апреля: жители этой деревушки соорудили виселицу, на которой качалось чучело Наполеона; они готовы были заменить манекен на оригинал. Английский комиссар проехал далеко вперед, а прусский ехал далеко позади, когда толпа оргонцев напала на карету Наполеона. Шувалов и австрийцы Кёллер и Клам с кулаками и увещеваниями бросились в толпу; им удалось отбить своего порфироносного пленника...
На следующий день выезд был назначен на полночь. Зайдя к Наполеону, граф Шувалов с изумлением воззрился на маскарадный костюм, в который облачился недавний властелин полумира: на Бонапарте был австрийский мундир, прусская фуражка и форменная русская шинель Шувалова...
Отбытие на остров Эльбу состоялось не в Сен-Тропе, как предполагалось ранее, а во Фрежюсе; Шувалов поднялся на борт фрегата вслед за императором. Наполеон поблагодарил его за спасение в Оргоне - и они расстались навсегда. Считается, что на прощание Наполеон вручил Шувалову великолепную саблю работы знаменитого оружейника Николя Бутэ, с которой не расставался со времен консульства...
P.S. Сабля Наполеона, по преданию, подаренная им графу П.А. Шувалову, хранится ныне в Москве, в Государственном Историческом музее; шинель графа Павла Андреевича, в которую облачился Наполеон, чтобы не быть узнанным своими соотечественниками, экспонируется в Военно-историческом музее в Вене.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем