В 2011 году был опубликован военный репортаж Андрея Стенина из зоны боев в Ливии. Пронзительный и точный. К тому моменту Стенин был уже известен как первоклассный фотограф. - А чего ты бросил писать? - спрашивали его. - Фотография честнее...
Андрей Стенин погиб 6 августа 2014 года близ города Снежное Донецкой области. Он оставил после себя гигабайты честных военных фотографий. И сотни настоящих строчек о войне.
Друзья издали фотоальбом Андрея с репортажными зарисовками из его блога. Публикуем некоторые из них.
О профессии
Все больше убеждаюсь, что войну надо снимать на видео. Половину сюжетов я пропустил, тупо меняя объективы.
Удобно снимать, когда ничего не мешает, и можно пройтись, пощелкивая лейкой. А когда дико мчим на джихад-мобиле Моторолы прямо в пыльные разрывы от танковых попаданий - честное слово, о выдержке, диафрагме, композиции и прочем дерьме вспоминаешь, только когда забрался в подвал. Но там темно и сюжета нет.
А как снять огненный дождь из зажигательных мин? Я не снял. А пацаны с камерами сделали отличное видео. Хотя это было днем.
Самое главное в нашей профессии - это сфотать атомный гриб и успеть отправить фоточки в редакцию до того, как дойдет световая и ударная волны.
О приметах
Когда так: фью - бух - это мина или снаряд пролетели мимо и разорвались позади. А так: бух - фью - это мина взорвалась рядом, разлетелись осколки, а вы сидите в блиндаже и курите сигаретку. А если ничего не слышно - тогда трындец.
И еще: если случайно задели ногой фотоаппарат или камеру - обязательно коснитесь ее рукой, будто извиняетесь. Иначе она сломается в самый неподходящий момент.
О военкоровском быте
По утрам с ведрами к покрытому ряской пруду - бывшему бассейну - бегут растрепанные селяне. Варят картоху, закусывают салом. Семен Пегов стирает моднейшие рубашечки и брючки в оцинкованном ведре, настругав туда серого мыла. Изредка заезжают заморские гости - репортеры в новеньких кирасах. Тогда все население высыпает на красное крыльцо - поглазеть на диво дивное.
По вечерам корреспонденты бегают по двору в засаленных халатах, как какие-то Ноздревы, и скандалят с нерадивой обслугой. На плите кипят щи. В номерах при свечах читают посты в "Фейсбуке". Михаил Фомичев ворчливо пишет стихи. Пищат ласточки. Извозчики неторопливо обсуждают, где достать овес, то есть бензин.
О предательстве
Как раз самые совестливые способны на предательство. Те фотокоры, которые ощущают себя наемными ландскнехтами, - на них можно положиться. Потому что они касаются земли. Они знают, что такое чувство локтя. Они знают, что все мы из мяса.
Идейные же по-настоящему опасны. Они в облаках и жизнь человеческая для них ниже, чем гран-при фотоконкурса.
Во время осетинской войны один товарищ обвинил нас, что мы жрали банку тушенки на глазах голодающих жителей Гори. Он был очень совестливый. Он не спросил, когда мы сами ели в последний раз. И, конечно же, он сам решил, насколько жители Гори голодают.
Другой - прямо сейчас, здесь - отказался приютить парня, который был в реальной опасности. Очень обидно.
А впрочем - пофиг.
О погибшем коллеге
Погибшего вчера итальянского репортера я встречал в Ливии.
Вот что я писал три года назад:
"Двое фотографов, как жуки, ползали по холму, стараясь снять сидящих в ямках на его вершине автоматчиков. Те даже не стреляли, потому что по ним били из танка. "Это не моя война", - сказал мне итальянец. "Какого черта мы тут делаем", - ответил я шуткой на шутку. В тот день я старался больше улыбаться, потому что меня трясло от страха.
Мы побежали. Потом вернулись. Снова побежали. Боевики делали то же самое. Война была скучна. Я с надеждой смотрел на катящееся за горизонт солнце. Ночью я не мог снимать, и это дало бы мне право бежать окончательно".
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем