"Первым городом российской революции" называли Петроград вожди пролетариата. Даже после переезда правительства в Москву. И первую годовщину Октября, разумеется, решено было с размахом отметить в городе на Неве. Заказ на украшение его улиц и площадей получили все именитые художники и скульпторы того времени. Пейзажисты, портретисты, баталисты, графики, классицисты, футуристы, авангардисты, абстракционисты...
Увидеть и оценить их работу можно на масштабной выставке "Искусство в жизнь. 1918-1925 гг.", открытой в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея. Большинство произведений впервые предстали перед публикой.
Вот эскиз Дворцовой площади, "покрасневшей" до неузнаваемости благодаря Натану Альтман, автору одного из лучших портретов Анны Ахматовой. Александринский столп утопает в алых флагах. И нет уже ни Зимнего с его ажурными вратами, ни Главного штаба и его знаменитой арки - всё пламя, всё - огонь! Художественное чутье Альтмана одарило его, похоже, даром предвидения грядущих потрясений.
А Кузьма Петров-Водкин не стал городить символы, взявшись за панно для праздничного оформления Театральной площади. Нет в его эскизе 1918 года ни звезд, ни вождей, ни даже лозунгов. И красного совсем немного. Есть - море, лодка под парусом, летящая по волнам, да крепкие русоголовые парни на палубе, уплетающие арбуз...
Вера Мухина, прославившаяся впоследствии масштабной скульптурой "Рабочий и колхозница", тоже поучаствовала в "революционной пропаганде": её "эскизы с геометрическим орнаментом" стали основной темой для скатертей. Пятиконечные звезды с серпом и молотом украшали посуду. А трапезничать на тарелке, не расцвеченной лозунгом "Царству рабочих и крестьян не будет КОНЦА", считалось "враждебной выходкой", ни больше, ни меньше!
"Разрушить - это значит создать, ибо, разрушая, мы преодолеваем свое прошлое", - были убеждены творцы 1918 года.
Насколько они оказались правы, судить нам.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем