Главным консультантом культового фильма "Семнадцать мгновений весны" был назначен первый заместитель председателя КГБ Семен Цвигун, который значился в титрах под псевдонимом "С. К. Мишин". Но не он стал ключевой фигурой на съемочной площадке.
"Когда его назначили, я ему сразу сказала: "Зачем нам нужен консультант, который будет появляться у нас на съемочной площадке раз в месяц? Дайте нам такого, который будет с нами работать постоянно! - вспоминала режиссер Татьяна Лиознова. - И тогда он назначил полковника Георгия Владимировича Пипия, который стал приезжать к нам каждый день, как на работу!.. Он полюбил кино и понимал его так, как может его понимать человек, чья обязанность - разбираться в психологии людей".
Под псевдонимом Г.В. Колх
В 1997 году я записал воспоминания моего однофамильца Георгия Владимировича Пипия о том незабываемом периоде в его жизни:
"Вызвал меня к себе Семен Кузьмич Цвигун и сказал, что Юрий Владимирович Андропов назначил меня рабочим консультантом на съемках картины "Семнадцать мгновений весны". Известие меня не обрадовало, так как в это время я писал докторскую диссертацию. Но прийти к Юрию Владимировичу и отказаться от поручения тоже не мог. Быть рабочим консультантом означало, что ни одна сцена не должна сниматься без моего личного присутствия. При этом от основной работы никто не освобождал. Поэтому все съемки на протяжении трех лет приходилось вести в ночное время, обычно после полуночи.
Что входило в мои обязанности? Следить, чтобы в картине не оказались расшифрованы методы работы КГБ, разглашены секреты. В фильме не допускалась подмена исторической правды на художественный вымысел, не должна была просачиваться фальшь. Смотрели также за тем, чтобы костюмы, обстановка кабинетов и другие детали были достоверными. В мою задачу еще входило, чтобы актеры правдиво изображали не только характер своих персонажей, но и было портретное сходство актеров с реальными историческими персонажами. Надо сказать, что Татьяна Михайловна Лиознова, талантливая ученица Сергея Герасимова, с полуслова понимала и принимала замечания и четко их выполняла".
Так в титрах "Семнадцати мгновений" появилась еще одна фамилия-псевдоним Г.В. Колх.
Колхида - древнее название Западной Грузии, откуда был родом Георгий Пипия.
Несколько эпизодов из его воспоминаний о съемках, мне кажется, будут интересны читателям "Родины".
Допрос с пристрастием
Вторым режиссером фильма был Зиновий Гензер. Он позвонил Георгию Пипия, спросил, на который час назначать съемку очередной сцены, ибо без присутствия человека из Лубянки запрещалось давать команду "Мотор!". Куратор поинтересовался, какую сцену будут снимать. "Сцену допроса в гестапо", - сообщил режиссер. "Зяма, тут можно обойтись без моего присутствия, - сказал собеседник. - Вы сами можете быть консультантом данного эпизода. Вспомните, как вас допрашивал в 1948 году в НКВД лично начальник главка Ратнер. Всё в этом духе и снимайте".
По окончании телефонной беседы Зиновий Гензер поспешил к Татьяне Лиозновой и чуть ли не плачущим голосом произнес: "Оказывается, наш консультант из КГБ все про нас знает: в каком году меня арестовали и даже кто допрашивал. Как я теперь буду ему в глаза смотреть?"
Когда Лиознова рассказала Пипия эту историю, он расхохотался. Потом подошел к Гензеру: "Дорогой Зяма, года два назад, когда я знакомился со съемочной группой и по этому случаю был накрыт стол, ты за бокалом вина сам мне все и рассказал: как на тебя, студента ВГИКа, донесли за рассказанный политический анекдот, кто донес, кто допрашивал, как осудили тебя на восемь лет, как потом оправдали". Гензер с облегчением вздохнул: "Да-да, вспоминаю, я и рассказывал. Пить надо было мне меньше..."
Сцену допроса в гестапо действительно консультировал Зиновий Гензер. На рабочем просмотре сюжета консультант высоко оценил работу бывшего арестанта.
Консультант Георгий Пипия привлек для съемок в логове врага курсантов Высшей пограничной школы.
кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"
"Гестаповский" набор
Директор картины Ефим Лебединский привлекал к массовке своих многочисленных родственников, знакомых. Большей частью курчавых и черноволосых. На это обратил внимание куратор фильма по линии КГБ Георгий Пипия.
- Мы снимаем израильскую армию или фашистскую? - задал он вопрос главному режиссеру.
- А вы что, антисемит? - удивилась Татьяна Лиознова.
- Я не антисемит, - ответил Георгий Пипия. - Но смотрите, что получится: мы в своем фильме покажем, что евреев уничтожали такие же евреи, только в гестаповской форме. Может быть международный скандал, с Израилем у нас и так неважные отношения.
Главный режиссер картины сразу уловила смысл нелепого курьеза. Поблагодарила: "Георгий Владимирович, я бы без вас пропала, меня бы евреи точно убили". А тот сам нашел выход из ситуации. Послал гонцов в Высшую пограничную школу, которая находилась в подчинении Комитета госбезопасности, и велел отобрать из числа курсантов рослых, голубоглазых, русоволосых парней. Привезли 50 человек, которые в основном оказались выходцами из Прибалтики. Надели на них нацистскую форму, и курсанты-пограничники три месяца щеголяли в черных кителях и высоких сапогах по "Мосфильму" и Бутырской тюрьме.
Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"
РИА Новости
Камеры операторские и Бутырские
Когда для съемок понадобилось построить застенки гестапо, Георгий Пипия снова нашел неожиданный выход: "Я сказал Татьяне Лиозновой, что можно сэкономить на бюджете фильма и нет необходимости тратиться на создание тюремных декораций в павильоне. Есть готовое место - Бутырская тюрьма. Связались с Щелоковым (Николай Щелоков - министр внутренних дел СССР в 1966-1982 годах. - Авт.), получили добро.
В съемках принимали участие и настоящие заключенные. Узнав Вячеслава Тихонова, обступили его, стали задавать вопросы. Это обеспокоило ассистентов, норовивших утянуть Штирлица на съемочную площадку. Стоявший рядом Олег Табаков (Шелленберг) усмехнулся: "Дайте же вы народному артисту со своим народом пообщаться!"
На момент съемок Вячеслав Тихонов был народным артистом России, после выхода картины стал народным СССР, а позже Леонид Брежнев присвоил любимому Штирлицу звание Героя Социалистического Труда.
Георгий Владимирович Пипия
Георгий Владимирович Пипия родился в 1926 году в селе Кочара Абхазии. Окончил Очамчирскую железнодорожную школу, прошел двухгодичные партийные курсы в Тбилиси. Работал в комсомольских органах Абхазии.
В конце 1940-х годов получил приглашение на учебу в Москву в Высшую школу органов безопасности Советского Союза. По окончании в 1952 году был направлен на работу в Грузию. Служил в Сухуми, Зугдиди, Тбилиси.
В конце 1963 года по распоряжению председателя КГБ СССР Владимира Семичастного переведен на работу в Центр. Назначается куратором органов безопасности Азербайджана, Армении, Грузии и республик Северного Кавказа.
В 1972 году назначается координатором по совместной деятельности контрразведок стран - участниц Варшавского договора.
Во время визитов в СССР президентов США Ричарда Никсона в 1972 году и Джеральда Форда в 1974 году руководил по линии контрразведки службой, обеспечивавшей безопасность встреч на высшем уровне. В 1975 году был произведен в генералы.
С приходом к власти Юрия Андропова возглавил суперсекретное Управление "Н" КГБ СССР, прозванное в верхах власти мозговым центром контрразведки Советского Союза. На этой должности проработал до выхода на пенсию в 1991 году.
Доктор исторических наук, профессор, преподавал в Высшей школе КГБ СССР.
Умер в Москве в 2001 году. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
После оглушительного успеха телесериала "Мосфильм" снял трилогию о советских партизанах и военных разведчиках в годы Второй мировой войны: "Фронт без флангов", "Фронт за линией фронта" и "Фронт в тылу врага". Главную роль исполнил тот же Вячеслав Тихонов. А консультантом по личному распоряжению Юрия Андропова снова стал Георгий Пипия. На этот раз он обозначился в титрах как Г. Иверин. "Иверия" - древнее название Восточной Грузии.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем