Это одна из самых необычных наград Гражданской войны, ставшая символом Красной армии. Доблестных бойцов в кумачовых штанах изображали советские художники. Их образы сохранились на советских плакатах, фотографиях, кинолентах. Но у красных шаровар сложная и противоречивая фронтовая история.
Шаровары курсанта Трофимова
Известный советский фильм "Офицеры" открывается эффектной сценой. Зима, заснеженный плац кавалерийского училища. Перед шеренгой красных курсантов стоит Алексей Трофимов. Затаив дыхание, он слушает речь начальника. Зычным командным голосом тот перечисляет заслуги молодца. Курсант Трофимов проявляет трудовую сознательность и рабоче-крестьянскую дисциплину, он предан делу мировой революции и понимает текущий политический момент, он отличился во время призовой стрельбы. За все это курсанта награждают красными революционными шароварами.
Трофимов не может скрыть гордости и счастья. Он повсюду щеголяет в галифе. В них совершает мужественный поступок - спасает девушку от бандитов. И этим завоевывает ее сердце: девушка становится супругой доблестного курсанта. Вместе они отправляются на фронт Гражданской войны, в Среднюю Азию.
Революционные шаровары Трофимова - не эффектная выдумка сценаристов. Их действительно вручали бойцам за важные заслуги. Но красные шаровары были не только наградными. И отношение к ним на фронте не всегда было позитивным.
Красный маскарад
Во время Гражданской красный цвет был очень популярен среди бойцов РККА. Он символизировал революцию и молодую советскую республику. Кроме того, он прекрасно читался на большом расстоянии и помогал отличать своих от чужих. Бойцы выискивали любую возможность украсить свой костюм какой-нибудь красной вещицей или тряпицей, хотя и нарушали уставную форму. Впрочем, эта форма существовала только на бумаге. На деле органы снабжения едва работали, носить приходилось то, что могли раздобыть на прифронтовых складах и изъять у населения.
Красноармейцы сами сочиняли себе форму. И никого не смущали даже боевые, заслуженные командиры в женских пальто вместо шинелей - что находили, то и надевали.
Особой удачей считалось найти на каком-нибудь складе прочную ткань красного цвета. Из нее шили косоворотки, жилеты, украшали отрезом материи верх папах или зачехляли ими фуражки. Случалось, что бойцов с головы до ног одевали в импровизированную форму из красной материи.
Н. Самокиш. Фрагмент картины "Бой за знамя. Атака". 1922 год.
Журналист Николай Равич, участник Гражданской войны, вспоминал, что в городе Сумы к нему подъехали патрульные комендантского эскадрона - проверить документы. Их вид впечатлил - алые кафтаны, красные галифе, фуражки с красными околышами. И даже сапоги были кирпичного оттенка. Равич, конечно, заметил, что такие яркие патрульные будут хорошей мишенью. Но сумской комендант, товарищ Кин, объяснил, что одел их так, чтобы отличать от "разномастных" красноармейцев.
Не меньше удивился дипломат Михайловский, увидев, как по центральной улице Севастополя горделиво гарцуют бойцы особого отряда крымской ЧК - с головы до ног в красном и в высоких белых гетрах на ногах. Дипломат окрестил их "красноиндейцами" - за литературную близость с героями Фенимора Купера.
Иногда алые рубахи, кафтаны или шаровары бойцы получали в подарок от тружеников тыла. К примеру, московские рабочие, узнав о бедственном положении 51-й стрелковой дивизии Блюхера, прислали бойцам подарки - кумачовые гимнастерки.
Возможно, именно этот повсеместный красный маскарад вдохновил художника Дмитрия Моора на создание в 1920 году его знаменитого плаката "Ты записался добровольцем?". Боец одет почти так же, как сумские патрульные и бойцы крымской ЧК. Все на нем алое - и буденовка со звездой, и рубаха, и шаровары.
Генерал 17-го гусарского Черниговского полка в краповых чакчирах.
"Красноштанники"
Кумачовые шаровары, однако, были не только военным маскарадом и вынужденной "неуставщиной". Некоторые части носили их вполне законно. К примеру, весной 1920 года Красно-гусарский полк Заволжской бригады присвоил себе обмундирование 10-го гусарского Ингерманландского полка царской армии. Произошло это потому, что красные гусары стояли в городке Балаклее, в котором до революции располагались ингерманландцы. Они носили в качестве парадной формы краповые (то есть ярко-красные) чакчиры.
На складах в Балаклее бойцы, к своей неописуемой радости, обнаружили большие залежи старого парадного обмундирования хорошего качества и кроя. Красные конники преобразились в театральных императорских гусар, надев голубые расшитые шнурами доломаны и краповые чакчиры. Но позже гусарские штаны оказались у махновцев - они стаскивали их с убитых красных бойцов.
Тогда же, в 1920-м, кумачовые шаровары стали элементом официально утвержденного обмундирования генштабистов РККА. Оно вообще отличалось оригинальностью - серо-зеленые кафтаны на манер стрелецких, черные бархатные воротники и петлицы, ярко-малиновые рубахи, алые фуражки и галифе. Многим генштабистам эта несерьезная аляповатая форма не нравилась. И, если верить воспоминаниям современников, из всего бутафорского реквизита офицеры носили только красные фуражки и галифе. Малиновое сукно, предназначенное для форменных рубах, дарили женам, и те шили себе эффектные платья.
Помимо красных гусар и генштабистов, кумачовые шаровары носили курсанты некоторых военных училищ, например, Рязанских кавалерийских курсов, в том числе и Георгий Жуков.
На фронте отношение к юным курсантам и штабным офицерам в красных шароварах было порой негативным. Бойцы их называли уничижительно "красноштанниками". Жуков, только что окончивший курсы и прибывший в свою новую часть, был встречен убийственными словами командира полка: "Мои бойцы не любят командиров в красных штанах". Молодому командиру пришлось объяснить своим подчиненным, что эти шаровары ему выдала Родина и других у него нет.
Негативное отношение к "красноштанникам" сквозит и в записках Исаака Бабеля. Штабных офицеров он называл "красными штанами", "мелкими штабными душонками". И этим выражал общее мнение бойцов Первой конной, с которой писатель участвовал в советско-польской войне.
А. Вахрамеев. Заигрывание с милиционером. 1920 год.
Отрез сукна в награду
Гражданская война - время противоречивое. "Красноштанников" не любили. Но одновременно кумачовыми революционными шароварами награждали за доблесть.
Но почему вручали штаны? Ответ простой. Наградная система Красной армии только формировалась. Бойцы были плохо одеты и обуты. Получить орден, конечно, почетно. Но практичнее получить от командира хорошую добротную вещь. И потому красноармейцев часто награждали часами, сапогами, седлами, бекешами, рубахами, отрезами сукна или плотного шелка. Некоторых поощряли даже антиквариатом. Историк Андрей Ганин в книге, посвященной генштабистам РККА, упоминает золотую табакерку Екатерины II, которую вручили одному из видных военспецов Красной армии братьев Раттэлей.
В Первой конной армии Семена Буденного практиковалось награждение красными шароварами. Известно, что усатый командарм лично выдал доблестному кавалеристу Константину Недорубову революционные галифе за героизм, проявленный в боях с Врангелем. Эту же награду получил командир 2й батареи 6го конно-артиллерийского дивизиона Наливайко - "за преданность революции и умелое командование батареей".
Но таких эффектных награждений, как в фильме "Офицеры", было наперечет. И причина в том, что найти на фронте Гражданской войны красные хорошего качества штаны было непросто. Бойцы, конечно, радовались, когда командиры выдавали им краповые гусарские чакчиры или суконные кое-как сшитые галифе. Но чаще красноармейцы получали в награду не сами шаровары, а отрез кумачовой материи.
Приказов о таких награждениях в архивах немало. Историк Алексей Степанов, к примеру, нашел любопытный документ. В нем описан самоотверженный труд товарища Габайдулина из 1-го Бухарского стрелкового полка, который усердно обучал молодых красноармейцев. За это его наградили "отрезом алого сукна на брюки". Приказ датирован 1923 годом. Гражданская война закончилась, но командиры продолжали награждать отличившихся штанами и алой материей. Красные революционные шаровары остались наградой Гражданской войны и символом молодой Красной армии.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем