Символично, что последняя из десяти выставок в Музее политической истории России к столетию революции посвящена женщинам.
Именно женщины, полагают ее кураторы (сплошь - мужчины), стали искрой, из которой разгорелось пламя Февральской революции: "бабьи" очереди за хлебом зимой 1916-17 годов превращались в стихийные митинги, спровоцировавшие затем и мужчин. В экспозиции есть уникальные документы полицейских донесений, в которых отчетливо звучит эта мысль.
Но "борьба за муку" мгновенно переросла в борьбу за женское равноправие, и всеобщее избирательное право женщины первыми получили именно в России 11 сентября 1917 года. Впрочем, получив вожделенное, женщины не смогли им распорядиться: среди 600 членов Учредительного собрания их оказалось всего десять.
- На солдатские штыки во время разгона демонстраций женщины шли бесстрашнее мужчин, - отмечает куратор выставки Александр Смирнов.
Защищать Зимний дворец было тоже доверено женщинам. I Петроградский женский батальон отпочковался от знаменитого батальона Марии Бочкаревой. Среди экспонатов - подлинное солдатское обмундирование (шинель, фуражка) защитниц Зимнего осенью 1917 года.
На выставке сотни личных вещей и разного рода женских штучек, позволяющих взглянуть на события революции с неожиданного ракурса. Вот шляпки и муфты Александры Коллонтай. В соседних витринах - арестантское одеяние каторжанки: сшитый из мешковины лиф, полосатый чепец, кофта, кандалы; такое носила знаменитая эсерка Мария Спиридонова. Революционерки-подпольщицы не боялись променять на такую одежду свою, привычную, которая тоже есть в витринах: нежный муслин струится необъятными фалдами - под ними так удобно было прятать запрещенную литературу.
Литературы на выставке тоже много. Здесь мемуары очевидиц, девичий дневник гимназистки Оли Мироновой, фотографии, карикатуры. Журнал "Бич" в 1917 году публикует портрет "Венеры Милицейской" - стройная красотка на каблучках и с винтовкой за плечом патрулирует улицу: примета времен. А "Стрекоза" в то же время ставит на трибуну туповатую кухарку, которая поучает товарок: "Голосуйте, тетки, за анархию, а царя уже потом выберем".
Выставка знакомит с такими женскими судьбами, которые восхищают всякого, независимо от пола. И это не только Лариса Рейснер или Вера Фигнер. Вот, к примеру, известная издательница Александра Калмыкова, приемная мать марксиста, веховца Петра Струве: эта бизнесвумен могла не только успешно вести дело, но и разводить по краям ринга двух политических противников - Владимира Ильича и Петра Бернгардовича. Или судьба графини Паниной, ставшей первой в России женщиной-министром. И она - единственная из правительства! - не отдала большевикам деньги своего ведомства, ибо считала захват незаконным. Словом, женщины начала ХХ века умели добиваться, чего хотели.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем