В 2017 году комсомолу Урала исполняется сто лет. Уральская молодежь создала союз на год раньше, чем появился РКСМ - Российский коммунистический союз молодежи. Такой же приоритет принадлежит нашему региону и в части так называемой "красной обрядности". Первые революционные крестины прошли на Северном Урале.
В Надеждинске, который сейчас носит имя летчика Серова, социалистическая молодежь объединилась в союз в сентябре 17-го - накануне революции. Активные надеждинские комсомольцы останутся в истории как авторы одного из "красных обрядов", которые широко практиковались в 20-е годы прошлого века. По мысли идеологов, в новом обществе красные свадьбы и такого же цвета крестины и похороны должны заменить традиционные. Новый церемониал сохранял прежнюю структуру и название ритуала, вот только содержание было новым - сугубо атеистическим.
Начинались крестины торжественным шествием со знаменем цеха или партячейки, демонстрацию возглавляли родители с ребенком. Когда процессия притормаживала у места церемонии - клуба или заводского цеха, названный родитель - руководитель партийной или комсомольской ячейки - произносил речь, брал ребенка на руки и объявлял его имя. Затем дитя заворачивали в красную ткань и передавали родителям вместе с подарком - комсомольским билетом на имя младенца. В финале мероприятия все участники хором исполняли "Интернационал".
- В наших фондах есть документ, подтверждающий этот факт, - рассказывает хранитель Серовского исторического музея Зоя Ромадова. - Большую часть бумаг, фотографий и других экспонатов, связанных с историей комсомольской организации Серова, в 50-е годы прошлого века передали музею непосредственные участники тех событий.
Про первое в мире "революционное крещение" Октябрины Николаевны Горшковой в акте сказано: "Мы, нижеподписавшиеся, удостоверяем, что 8 октября 1923 года в ряды трудящихся СССР вступила новая гражданка Октябрина Горшкова. Мы выражаем глубокую уверенность, что она будет предана своему классу, продолжит наше дело борьбы за уничтожение эксплуатации человека человеком и увидит счастливые дни полной победы социализма на всей земле. Родителям новорожденной наказываем: воспитать в дочери преданного борца за освобождение трудящихся всего мира, борца науки и труда, врага темноты и невежества, защитника власти Советов. Шефу новорожденной, товарищу Клековкину, старому орлу-революционеру, даем наказ: по мере сил помогать и содействовать родителям в их воспитательной работе и в заботах о будущей преемнице нашего дела".
К сожалению, судьба Октябрины Николаевны сотрудникам музея неизвестна. Само имя Октябрина младенцы довольно часто получали до 30-х годов. К примеру, Октябрина Цепелева из Ленинграда как самую большую ценность хранила удостоверение, выданное ей в 1924 году во время церемонии имянаречения в Камышлове. В этот период в России появились Баррикады и Тракторы, Атеисты и Мэлоры (Маркс, Энгельс, Ленин и Октябрьская революция), Лапанальды (лагерь папанинцев на льдине) и Оюшминальды (Отто Юльевич Шмидт на льдине).
В 1919-м Серов отметился и другим "красным" почином - созданием Катехизиса юного коммунара.
"Собрались члены райкома комсомола решить, как комсомольцам лучше сформулировать свои задачи… Один внес предложение: "Давайте оформим как двенадцать заповедей, в рамке под стеклом. Пусть читают и учат". Сначала все засомневались: "Не засмеют ли нас?" - и позвонили секретарю партийного комитета. Он громко засмеялся, а потом одобрил", - писал в воспоминаниях один из организаторов комсомола на Северном Урале Константин Юркин, в 20-х годах бывший секретарем ячейки.
Катехизис начинался с первой заповеди: "Старайся всегда быть активным работником, например, ты видишь, что в одной из комнат клуба грязно, берешь метлу и подметаешь, ты - уже активный работник" - и заканчивался двенадцатой: "Помни день субботний - спеши на субботник".
Именно эта заповедь помогла создать пионерскую организацию в Серове.
"Нашей комсомольской ячейке поручили организовать пионерский отряд. Мы провели несколько субботников и на вырученные деньги купили ткани на костюмы для мальчиков, юбочки и кофточки для девочек. Сшили. Потом достали красного материала на галстуки. Когда все приготовили, прямо в цех привели ребят в новых костюмах. Дети дали клятву перед родителями и комсомолом быть до конца верными Родине. И под звуки оркестра им надели красные галстуки. Как было торжественно! Ведь все это делалось впервые!" - восклицают в своих мемуарах супруги Сергей и Зоя Рубленовы, которые в 1923 - 1925 годах руководили ячейкой листопрокатного цеха металлургического завода.
Они же вспоминают, как комсомольцы решали проблему спецобуви - плели лапти из отработанных пеньковых канатов. Мыло, которого в продаже в принципе не было, варили в цехе: "Нас вызвал секретарь цеховой партийной ячейки и говорит: есть предложение варить мыло на месте.
- Хорошее дело, - говорим.
- Да, но без вас не обойдемся. Комсомольцам надо бороться за экономию сала, которым смазывают шейки валков стана.
Молодежь пошла в поход за бережливость. И своего добились. Вальцовщик товарищ Желтухин стал славным мыловаром"…
В Свердловском центре документации общественных организаций хранится уникальный документ, подтверждающий, что приверженцы новых ритуалов жили не только в Серове: протокол собрания Ирбитского райкома ВКП (б) 1928 года удостоверяет союз двух сердец. Невеста и жених, вступая в брак, перед "президиумом и всей собравшейся здесь массой" торжественно клялись "сохранять верность будущей супружеской жизни, не допускать многоженства и многомужества" и воспитывать детей "в духе коммунистического общества". Под протоколом "красной свадьбы" жених расписался сам, а за неграмотную невесту - пионер Кожевин.
"Красную свадьбу" высмеял Маяковский в комедии "Клоп": "Невеста вся красная, - упарилась, значит". Михаил Кольцов в фельетоне рассказывал, как в редакцию "Правды" пришли крестьяне, чтобы получить "список безбожной советской литургии для умерших честных беспартийных крестьян", "полный порядок красных октябрин для крестьянских младенцев на каждый день в году". Новые ритуалы зачастую сводились к банальным пьянкам и особой популярности не приобрели. В начале 30-х годов миновала мода и на революционные имена.
Уральская областная комсомольская организация ведет отсчет своей истории с 25 ноября 1917 года, когда в екатеринбургском особняке золотопромышленников Харитоновых-Расторгуевых начался Первый съезд Уральского социалистического союза молодежи, куда приехали 43 делегата от 21 организации, представляющие примерно 2,6 тысячи человек. Первые ячейки появились еще до Октябрьской революции. В датированном 1917 годом письме из фондов центра документации общественных организаций говорится: "В Москву. Уважаемые товарищи! У нас в Екатеринбурге в середине августа образовался Социалистический Союз Рабочей молодежи интернационалистического и марксистского направления... Просим прислать литературы по адресу: Екатеринбург Пермской губернии, Вознесенский проспект 39. Товарищеский привет".
Кстати
Центр документации общественных организаций Свердловской области посвятил выставку столетию уральского комсомола. В читальном зале центра она уже завершилась, однако уникальные документы (например разнарядка, закрепляющая за уральскими комсомольцами французские города, куда надо ехать с агитационной литературой на случай мировой революции, или длинный список исключенных из комсомола за связь с отцом - врагом народа) выложены здесь.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем