В столице открылась выставка "Большой террор". Она посвящена событиям 1937 и 1938 годов, на которые пришелся пик политических репрессий, впоследствии названный "Большим террором". Именно тогда было уничтожено несколько тысяч безвинных людей.
В небольшом зале в фойе Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) представлена только небольшая часть документов по теме большого террора. Но и она дает ясное представление о масштабе катастрофы.
Здесь и документы с визами членов политбюро за применение высшей меры наказания, и так называемые сталинские расстрельные списки. Например в списке от 26 июля 1938 года с резолюциями Иосифа Сталина и Вячеслава Молотова есть помета Сталина и вычеркнутая красным карандашом фамилия маршала СССР, первого заместителя наркома обороны СССР Александра Егорова. Он, впрочем, все равно будет расстрелян - 23 февраля 1939-го.
А читая так называемые шифровки, можно понять, как фабриковались дела против "антисоветских элементов" в регионах.
Так, например, и.о. секретаря Курского обкома Пескарев сообщает Сталину, что "всего в области учтено вернувшихся из ссылки и ведущих антисоветскую работу бывших кулаков и уголовников 4784 человека".
- Из них, - передает Пескарев, - ориентировочно подлежащих аресту и расстрелу 1798 человек и высылке 2986 человек.
Тут же и состав так называемой "тройки", которая выносила решение, оперируя человеческими жизнями, как палочками для счета. И небрежные утвердительные визы Сталина, Молотова и Кагановича.
В другой шифровке секретарь Ивановского обкома Симочкин просит товарища Сталина "разрешить судить открытым процессом контрреволюционную диверсионно-террористическую группу треста Хлебопечения во главе с Копыриным". Органы НКВД как раз закончили следствие по делу "об отравлениях пирожными и тортами населения города Иванова".
Товарищи Сталин, Калинин, Ворошилов, Чубарь и Молотов - "за".
А начиналось все с постановления ЦК ВКП(б) в феврале-марте 1937-го - именно там была дана установка на начало чистки, то есть террора. Советский политический деятель, в то время народный комиссар тяжелой промышленности СССР Валерий Межлаук сделает несколько карикатур во время того судьбоносного заседания. Межлаук вообще известен во многом благодаря своим рисункам с подобных заседаний.
Уже в декабре того же 1937-го Межлаук будет арестован, а в 1938-м - расстрелян.
Как говорит директор РГАСПИ Андрей Сорокин, в этой небольшой экспозиции "каждый документ вопиет о том, что происходило в эти годы в советском государстве":
- Символично совпадение даты "юбилея" начала большого террора со столетним "юбилеем" российской революции. Потому что события 1937 и 1938 годов наиболее ярко высвечивают тему цены социального выбора, который совершил российский народ 100 лет назад.
По словам Сорокина, сейчас фигура Сталина, которым и был инициирован террор, заместила в российском обществе тему того выбора.
- Сталин и сталинизм выросли из практик большевизма в период Гражданской войны, - отметил Сорокин. - Это и конфронтация, и достижение монополии на истину, и уничтожение носителей иных точек зрения, в том числе, в среде ближайших союзников.
Директор РГАСПИ напоминает, что большевики, разогнав Учредительное собрание в 1917-м, взяли курс на крайние формы социального переустройства. Это привело не только к Гражданской войне, но и во многом предопределило сталинский курс, который упрочил свое господство, используя террористические методы управления страной.
- Реальные достижения в советский период истории имели место, - говорит Сорокин. - Но за них была заплачена очень высокая цена. В первую очередь, это человеческие жертвы. Даже если попытаться абстрагироваться от моральной стороны этого дела (не знаю, у кого это получится), то даже с точки зрения марксисткой теории, Сталина нельзя назвать эффективным менеджером, как об этом недавно широко говорилось в публичном российском пространстве.
Да, по Марксу, главная производительная сила любого общества - это человек. А именно в сталинский период истории эта производительная сила подверглась наибольшим атакам и физическому уничтожению.
- Смысл этой выставки, - объясняет Андрей Сорокин, - еще раз задуматься о цене революционных потрясений, радикальных и экстремистских форм переустройства общества. Вне зависимости от того, какими гуманистическими идеями руководствуются те, кто предлагает обществу эти формы для решения всех проблем.
P.S. Выставка будет открыта в РГАСПИ до 31 января 2018-го. Вход свободный.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем