Репортаж из Муромцева и Судогды, где теперь к Храповицким относятся по-другому и не первый год пытаются спасти уникальную усадьбу.
На гербе города Судогды - грабли. Кто-то из приезжих, говорят, заметил: на них тут часто наступали. Хотя вообще-то официальная версия появления на гербе этого орудия труда - богатые угодья для покоса (сено ворошили и убирали граблями). Еще судогодская земля богата лесом и не слишком плодородна.
Поэтому купцы Голубевы, понимая, что с Суздалем и его черноземом тягаться смысла нет, построили здесь стекольный завод. После революции семейство Голубевых, понятно, стало "ксплотаторами". А их стекольный завод - градообразующим предприятием "Красный химик".
Деревянный дом Голубева на улице Ленина (бывшая Большая Екатерининская) до сих пор считается самым красивым в городе. А вот памятник Ильичу напротив - какой-то непропорциональный. Маленькая голова на толстой колонне, которая не выглядит надежной опорой.
Зато голубевский дом все такой же крепыш. Там сейчас служба "скорой помощи". Деревянный дом стоит, как и сто лет назад. Разве что кондиционеры навесили. Дышаться должно легче...
Тут не только дом со "скорой помощью" еще дышит. В здании бывшей гимназии - средняя школа Судогды № 1. Рядом еще одно школьное помещение - в прошлом ремесленное училище. И год постройки, выложенный кирпичом на фасаде, угадывается - 1905-й.
А вот постройки усадьбы Владимира Храповицкого - крупнейшего лесоторговца не только здешних мест, а всей Владимирской губернии, предводителя губернского дворянства, - сохранились не вполне.
Муромцево - так называется поселок, разросшийся вокруг бывшего имения, - теперь примыкает к Судогде. Возводить свой уникальный комплекс Храповицкий стал, правда, не из дерева, а в камне. Для этого построил пару кирпичных заводов - инициалы "ВХ" сохранились на кирпичах до сих пор.
На заводах работало местное население. Храповицкий же содержал школы в окрестных деревнях, в том числе, музыкальные, столярные мастерские. И лесом занимался рачительно - постоянно производилась подсадка взамен вырубленного. За это Храповицкий даже был удостоен золотой медали Министерства земледелия. Такого теперь не существует.
Нет тут больше и железной дороги, которую Храповицкий привел в Судогду. Для вывоза леса, в первую очередь. Хотя и пассажирское сообщение было. В главном усадебном доме после революции организовали техникум. Потом хотели сделать профилакторий. Но оказалось, что здание никому не нужно и его забросили.
Могила Владимира Храповицкого тоже была многие годы заброшена, место захоронения неизвестно. Поэтому и дата смерти главного здешнего предпринимателя, изображенного на граффити в центре Судогды, не указана.
Дату выяснили пять лет назад (незадолго до этого и появилось изображение), когда могилу Храповицкого обнаружили на кладбище немецкого Висбадена. Простой холм и деревянный крест. Дата смерти - 30 июля 1922 года.
Обновить граффити благодарные судогодцы (так подписан портрет) еще не успели...
Хотя местные жители не всегда были благодушно настроены к господам Храповицким. В 1928 году им из Франции писала вдова Владимира Храповицкого - Елизавета Ивановна.
- Дорогие крестьяне! Обращаюсь к вам с просьбою: соберите, сколько сможете денег и пришлите мне, - простодушно просила она. - Вы владеете землей моего мужа Владимира Семеновича Храповицкого, который скончался в нищете...
Госпожа Храповицкая так же сообщала, что "счастлива, что теперь вы владеете землей" и что желанием ее мужа, "с которым у нас не было детей", было оставить землю крестьянам. Она так же просила написать, "что сталось с нашим имением Муромцево" и замечала, что "всей душой с вами". То есть с крестьянами.
То письмо напечатали во владимирской газете "Призыв". С ответом тех, с кем Елизавета Ивановна была всей душой.
На собрании граждан села Ликино, где читали письмо от "вашего благородия" и где писали ответ, присутствовало 120 человек, из них 27 женщин.
В ответном послании они напоминали госпоже Храповицкой, что "десять с половиной лет прошло с того момента, когда мы изгнали вас и вам подобных из нашей страны" и что "за это время мы научились управлять государством и строить свою жизнь".
Сообщалось так же, что в поместье Муромцево, к которому раньше "за версту не подпускали крестьян", открыт сельхозтехникум, "в котором обучаются дети рабочих и крестьян".
Крестьяне из Ликино задавались вопросом, за что они должны денег Елизавете Храповицкой. За то, что господа "вели праздную жизнь паразитов на поте и крове крестьян?" За то, что крестьян "пороли кнутом и нагайками?" За то, что "наших жен и детей выгоняли плетьми из лесу за сбор ягод и грибов?" За то, что "в 1905 году на нашу просьбу обменять землю, незаконно от нас отобранную вами, были вытребованы урядники и по приказанию вашему пороли нас плетьми и сажали в тюрьмы?" За то, что "после пожара на нашу просьбу об отпуске леса за плату нас выгоняли?"
По поводу желания Храповицкого передать им земли, в письме содержалось резонное: "Свежо предание, да верится с трудом". А потом и грубое: "Валитесь от нас к..."
...Кстати, в некоторых постройках усадьбы Храповицких до сих пор живут люди - например, на бывшем конном дворе. Теперь, если воссоздавать здешнюю усадьбу, им не скажешь: "Валите отсюда!"
В 2014-м комплекс в Муромцеве стал частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Тогда у руин замка Храповицкого даже выступили "Виртуозы Москвы" Владимира Спивакова. Вот что он вспоминал об этом в интервью rg.ru: "Четыре тысячи человек стоя приветствовали оркестр. Убежден, это место возродится, и усадьба с фонтанами и парком может стать русским Версалем".
С тех пор здесь изменилось не так много. Главный дом обнесли забором. Поставили сторожку с охранником из Росгвардии. Тут надеются, что в этом году консервация превратится в реставрацию.
Усадебная церковь - действующая, неплохо сохранилась. В советское время ее не стали ломать, устроив хранилище горючего для тракторов. Недавно восстановили лодочный павильон, где разместили фотографии усадьбы. До катания на лодках на Барском пруду, правда, пока дело не дошло.
P.S. Посещение Владимира (с селом Боголюбово) и Суздаля (с селом Кидекшой), входящих в "Золотое кольцо", - традиционный маршрут. Муромцево с Судогдой могли бы составить "большую тройку". Тем более "Золотое кольцо" расширяется.
Судьба усадьбы Храповицких типична для России. Если после развала Российской империи дворцы становились домами отдыха рабочих или детскими лагерями/домами, то после развала СССР просто разрушались.
Сейчас постройки в Муромцеве уже не станут училищем или домом отдыха. И чьим-то имением - тоже. Но архитектура в бывшей усадьбе Храповицкого действительно уникальная. И здесь еще есть, что сохранить. Чтобы помнили, как можно строить. В том числе, новый мир.
Вот и на рекламных плакатах в Судогде - разрушенный замок. И признание: "Всегда вам рады!"
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем