Юбилей не круглый, но добрый: весной 1753 года императрица Елизавета Петровна официально отменила в России смертную казнь. Вместо быстрого и надежного отсечения головы дочь Петра Великого предложила наказание кнутом, иссечение ноздрей и клеймение лица словом "ВОР". Впрочем, елизаветинской гуманности был отпущен короткий век: смертная казнь предусматривалась всеми уголовно-правовыми актами Российской империи.
Но и в сегодняшней России она отменена. И это вновь, как 265 лет назад, воспринимается как гуманный принцип, отказаться от которого уже невозможно. Вот только и во времена Елизаветы, и сейчас общество задается вопросом: запарывание до полусмерти кнутами или пожизненное заключение - гуманнее?
Считаю, последнее уж точно нет. Это та же смертная казнь, только отложенная на неопределенный срок. Беспощадная безнадежность, растягиваемая в бесконечность...
Кто такое выдержит и долго ли - неведомо никому. И прежде всего самому сидельцу, который понимает, что он - мертвец. Один присматривает крюк, который смог бы выдержать петлю. Другой мечтает о склянке со смертельным ядом. Я выскажу страшное предположение: может быть, гуманность к смертнику в том, чтобы упростить ему этот путь? Облегчить последний шаг? Если он захочет?
Может быть, законодательно помочь обреченному формулировкой к пожизненному приговору - "при допустимости добровольного самоубийства"?
Это всё, что я могу сказать по этому поводу...
Нет, не всё.
Господи! Сделай так, чтобы судьба не наказала моих близких и меня за то, что я решился высказаться на эту смертельную тему.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем