Поджог Успенской церкви в Кондопоге снова напомнил, что многие деревянные храмы беззащитны.
На прошлой неделе в Кондопоге сгорела Успенская церковь, построенная в 1774 году. Статус объекта культурного наследия и сторож оказались бессильны перед юнцом, который будто бы причисляет себя к сатанистам и который решил поджечь храм, "чтобы прославиться".
От таких действий может пострадать любой деревянный храм. И не только на Русском Севере. Об этом говорит Сергей Шихуцкий, который вместе с односельчанами восстанавливает часовню в деревне Кондобережская в Заонежье.
Там почти не осталось местных жителей, но Сергей поставил в деревне два гостевых дома и теперь к нему приезжают туристы.
В прошлом году "Родина" рассказывала, как Шихуцкий с помощью соцсетей спасает деревню от забвения. Многие селения опустели и зарастают бурьяном, но к Сергею в Кондобережскую едут. Успенская церковь в Кондопоге - как раз по дороге из Петрозаводска. Была…
- В храм всегда приезжали экскурсионные группы, но службы, как мне известно, там не проводились года три, - говорит Шихуцкий.
Успенская церковь, по его словам, такая же достопримечательность Онеги, как и Кижский погост. Сергей уверен - сгоревший в Кондопоге храм можно сопоставить с Преображенской в Кижах:
- Успенская церковь была самой высокой в Карелии - 42 метра - и одной из самых высоких во всей России.
Вот только по-настоящему охраняются деревянные храмы Онежского края лишь в Кижах. Сергей, который часто возит своих постояльцев туда на экскурсию, говорит, что "там все защищено глобально":
- В Кижах установлены пожарные гидранты, есть роботы-пожарные, направленные на церковь и на колокольню: система пожаротушения должна включиться автоматически в случае возгорания. И там постоянно дежурят сотрудники МЧС, у которых есть все средства, включая пожарный пароход.
Но к другим многочисленным деревянными постройкам, разбросанными по огромной территории Заонежья, случись что, никто не успеет.
- Храмы, как правило, находятся в лесах, доступ к ним затруднен. Если дурачок-сатанист, как в Кондопоге, доберется до них и устроит пожар, как на Успенской церкви, шансов спасти храм - никаких, - констатирует Шихуцкий. - Знаю, что в деревне Сенная Губа, например, Никольский храм сгорел из-за подростков, которые просто разожгли огонь...
Еще одной причиной возгорания деревянных храмов является попадание молнии. Так, например, в 1975 году в селе Типиницы сгорела Вознесенская церковь - выше, чем Преображенский храм в Кижах. Ее стали реставрировать, сняли громоотвод и в этот момент в храм ударила молния...
Сергей отмечает, что на Русском Севере в селах и деревнях доступ в храм или часовню, как правило, всегда открыт. Любой может зайти и поставить свечку. И непогашенная свеча - тоже одна из причин пожаров. А еще - заброшенные угодья, зарастающие бурьяном. После любого брошенного окурка все может загореться и огонь придет к отдаленной часовне по траве.
Но кто вообще должен следить за часовнями и церквями, которые остались в покинутых деревнях и селах или просто построены в отдаленных местах? В чьем ведении они находятся и кто за них отвечает? Местная администрация? Епархия?
- По факту - никто, - говорит Сергей. - По нашему законодательству, объекты религиозного назначения, которыми и являются древние храмы, могут быть переданы в собственность только религиозным организациям. В данном случае - Русской православной церкви. Но у таких храмов и часовен, как правило, нет прихода. Соответственно, нет и дохода. Наличие прихода, как понимаю, имеет большее значение, чем 300-летний храм где-то в лесу.
В деревне Кондобережская, где осталось 10 домов и постоянно проживает только две семьи, Сампсониевскую часовню 1850-х годов постройки ремонтируют Сергей с односельчанами:
- Четыре года назад поменяли крышу. А на днях занялись реставрацией полов. Они сгнили, когда протекала старая кровля. Уже завезли плахи.
Иногда в таких случаях происходят казусы. Недавно, например, жители села Ракула в Архангельской области обшили деревянную часовню XVII века сайдингом.
- С одной стороны, можно понять людей, - говорит Шихуцкий. - Они просто хотят сохранить часовню любыми средствами, которые им доступны. Да, я понимаю, что такое дерево и как должна выглядеть часовня, специально заказываю толстые плахи. Но другие об этом могут не иметь представления.
По словам Сергея, часовни и церкви в Заонежье давно не посещали реставраторы. Состояние этих памятников деревянного зодчества вряд ли кем-то отслеживается. Сохраняются и реставрируются только церкви, часовни и дома, перевезенные в Кижи. Состояние храмов и часовен в отдаленных районах плачевное.
И если бы не местные жители, которых остается здесь все меньше, деревянные храмы и другие строения Русского Севера просто исчезли бы.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем