издается с 1879Купить журнал

Здравствуй, Здравнёво!

Дискуссия "Роль региональных музеев в межкультурном сотрудничестве Беларуси и России" прошла в музее-усадьбе И.Е. Репина

С 1892 по 1900 год Илья Ефимович проводил в этом сказочном месте, в 15 километрах от Витебска, дачные сезоны. Поначалу имение было похоже на все "простые рабочие хутора". Но уже 4 июня 1893 года Репин пишет своей ученице В.В. Веревкиной: "Я из скучного, неустроенного, прозаичного дома здесь затеял устроить удобное жилье, простое, но симпатичное, приспособленное к обстоятельствам и местности..."

Место встречи

Вкус и талант художника превратили имение в уникальный архитектурный проект: по-репински был перестроен главный усадебный дом, появились фруктовый сад, липовая и еловая аллеи, погреб, приведен в порядок лес. Над всем остальным здесь потрудилась сама природа: она "устроила нам рай из цветов, плодов, ласкает наши глаза прекрасными цветами - начиная с голубого неба, делает причудливые формы: красивые и безобразные..." - писал художник другой своей ученице, дочери великого писателя Т.Л. Толстой.

И. Репин. Лунная ночь. Здравнево. 1896 г.
И. Репин. Лунная ночь. Здравнево. 1896 г.

Здравнёво стало любимым местом отдыха не только Ильи Ефимовича, но и его многочисленных родственников и учеников. А сам он в первые годы лично управлял имением, с уважением относясь к нелегкому крестьянскому труду. Крестьяне запечатлены на многих его картинах той поры, самая известная из которых - "Белорус" (1892). На множестве репинских рисунков - сцены из повседневной здравнёвской жизни, удивительные пейзажи и, конечно, Западная Двина с ее особенно притягательной для Репина постоянно меняющейся красотой. Рисунок классика "Бурлаки на Двине" (1899) до сих пор хранится в Государственной Третьяковской галерее.

И. Репин. Белорус. 1892 г.
И. Репин. Белорус. 1892 г.

Здравнёвские сезоны памятны еще и тем, что каждый год на свои именины Репин устраивал праздники. Тихая усадьба преображалась: становилось весело и многолюдно, вечером, к общему удовольствию приглашенных соседей-помещиков и крестьян из соседних деревень, запускались фейерверки. В такой день позапрошлого века переносит нас репинское полотно "Праздничное гуляние в Здравнёве" (1893)...

Живописные шедевры не сделали хозяина имения небожителем, а неудачи не озлобляли. Мудрый и интеллигентный, Илья Ефимович благословил это место взглядом своих добрых глаз. И хотя его дом давно превратился в музей, а по еловой аллее ходят в основном любопытные туристы, присутствие великого художника чувствуется во всем. Всплеск реки, шелест листвы - везде его ожившие картины. А спасибо за это надо сказать работникам музея и его директору Алексею Сухорукову: эти подвижники проделали колоссальную работу по восстановлению усадьбы. Потому и жизнь здесь кипит.

Наброски перестройки главного дома в Здравнёве. Из архива правнуков художника. 1893 г. Копия. / Екатерина Зайцева
Наброски перестройки главного дома в Здравнёве. Из архива правнуков художника. 1893 г. Копия. Екатерина Зайцева

Здравствуй, Здравнёво!

Повестка встречи

"Круглый стол" музейных работников был приурочен к Международному фестивалю искусств "Славянский базар в Витебске". И собрал при поддержке Постоянного Комитета Союзного государства очень авторитетную аудиторию: директор Национального художественного музея Республики Беларусь Владимир Прокопцов, директор музея-дачи "Чайка" академика живописи Витольда Бялыницкого-Бирули Елена Тимакова, директор Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника Тамара Джумантаева, директор Брянского областного художественного музейно-выставочного центра Елена Клюева, замдиректора замкового комплекса "Мир" Ольга Новицкая, директор Смоленского государственного музея-заповедника Данил Галкин...

Дискуссия за Круглым столом в разгаре.
Дискуссия за Круглым столом в разгаре.

Белорусским и российским музейщикам было что обсудить и чем поделиться. У каждого за спиной - своя история становления музеев. И общая память. Алексей Сухоруков напомнил, что после окончания Великой Отечественной войны от репинской усадьбы остался лишь фундамент главного дома и погреб. Усадьбу восстанавливали буквально по крупицам, завершив основные работы к концу 1980-х годов. А в 1992 году пожар отбросил строительство назад на долгие годы. И только через восемь лет благодаря поддержке Госсекретаря Союзного государства Григория Рапоты и Постоянного Комитета музей обрел вторую жизнь. Достаточно сказать, что в 2013 году Постоянный Комитет передал в дар музею 14 копий работ Ильи Репина, через год - еще 17. Славная традиция была продолжена и на нынешней встрече - здравнёвскому директору Сухорукову были преподнесены фотокопии снимков из музея-усадьбы Репина "Пенаты".

Немало драматических страниц и в истории музея "Чайка", о них поведала Елена Тимакова: немцы бомбили совсем близко, но в дом не попали. А еще сохранилось главное: отношения русских и белорусских деятелей культуры. Сегодня в "Чайке" действует домашний театр, а раньше здесь преподавали рисунок, живопись и композицию крестьянским детям академики Императорской Академии художеств.

Каменные ступеньки ведут прямо к Двине. / Екатерина Зайцева
Каменные ступеньки ведут прямо к Двине. Екатерина Зайцева

Тамара Джумантаева рассказала о долговременном проекте российско-белорусского сотрудничества в Спасо-Преображенской церкви Полоцка, о деятельных контактах с Эрмитажем и российскими реставраторами. Активно взаимодействуют с белорусскими музейщиками - совместные пленэры, выставки, конференции, работа в архивах - их брянские и смоленские коллеги.

- Для нас искренность и благодарность белорусского зрителя - самая важная оценка, - подчеркнул директор музея-заповедника Данил Галкин, не раз демонстрировавший смоленские музейные коллекции в Витебске и Минске.

Палитра в мастерской И.Е. Репина. Здесь он создал большинство работ здравнёвского периода. / Екатерина Зайцева
Палитра в мастерской И.Е. Репина. Здесь он создал большинство работ здравнёвского периода. Екатерина Зайцева

Красота встречи

После плодотворной дискуссии участники белорусско-российской встречи возложили цветы к памятнику Ильи Репина. Но эти букеты не были в этот день единственными. Цветочную тему продолжила встреча с Мариной Корабельниковой - художником-флористом музея-усадьбы "Ясная Поляна". Целых 15 лет она с коллегами изучает альбомы жены Льва Николаевича Толстого Софьи Андреевны, в которых представлены гербарии. И пытается их восстановить - как своеобразный живой дневник ушедшей эпохи...

Торжественное возложение цветов к памятнику И.Е. Репину. / Екатерина Зайцева
Торжественное возложение цветов к памятнику И.Е. Репину. Екатерина Зайцева