Все внимание в Екатеринбурге (и не только там) сейчас - к скверу у Театра драмы, где собрались строить Екатерининский собор.
И где собрались люди, которые не хотят видеть его на этом месте. В другом месте, где Екатерининский храм простоял два века и в 1930-м был разрушен большевиками, воссоздавать его не стали. Тот собор находился на Екатерининской площади (теперь это площадь Труда).
И если сейчас люди возле Драмы (так жители называют сквер у театра) выступают против стройки, то в 1924 году, несколько сотен человек, "вышли на улицу защищать храм".
Власти тогда обвинили прихожан в "антисоветском" и "контрреволюционном" выступлении, организовали возле собора пост милиции. В последующие годы давление на церковную общину усиливалось, а в апреле 1930-го с трудом, но все-таки храм удалось взорвать.
В то время в Екатеринбурге разрушили не только Екатерининский, но и кафедральный Богоявленский собор, храмы, называемые в народе Большой и Малый Златоуст. В газете "Уральский рабочий" за 1930-й год почти нет информации о тех событиях. Разве что заметка, как снимали крест с кафедрального собора, - говорит заведующий научно-информационным отделом Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков:
- Вообще история Свердловска 1920-1930-х, можно сказать, черное пятно. Мы знаем об этом времени крайне мало. Это связано, в том числе, и с репрессиями в отношении людей, которые возглавляли наш город.
Документы на снос храмов в 1930-м подписывала Анна Бычкова - тогда председатель Свердловского горсовета. Дочь старообрядцев, она после смерти отца вместе с матерью и сестрой перебралась из Нязепетровска в Екатеринбург. В женской гимназии познакомилась с Клавдией Новгородцевой, будущей женой Якова Свердлова, увлеклась идеями марксизма, была сослана на Енисей, откуда бежала в США и вернулась в Россию в 1917-м.
Много позже (Анна Николаевна прожила 99 лет) в популярном журнале "Уральский следопыт" она объясняла снос храмов в 1930-м... лишь необходимостью получения материалов для большой стройки.
Так сейчас выглядит город с точки съемки Прокудина-Горского 110-летней давности:
Материалы для стройки рассчитывали получить из памятников архитектуры. Ими в 1925-1926 годах представители Главнауки признали главные храмы Свердловска. В том числе, и Екатерининский.
- Но свердловский горсовет в 1929 году эту ситуацию смог продавить. Настолько в то время было велико влияние местных властей. Они могли что и кого угодно свернуть в дугу, - констатирует Евгений Бурденков.
Соборы сломали, но, как это часто было в таких случаях, все вышло впустую. Полученный кирпич для строительства использовать было невозможно. В Музее истории Екатеринбурга корреспонденту "Родины" рассказали, что сохранились воспоминания Виктора Анфимова, входившего в проектное бюро Уралмаша. Он писал, что кирпич невозможно "выколупать", так как связка очень твердая...
...Место для строительства нового храма Екатерины - покровительницы города - ищут не первый год. Сначала хотели строить на прежнем месте. По словам Евгения Бурденкова, один из проектов был близок к изначальному (Екатерининский собор только в XIX веке серьезно перестроили) и предполагал сохранение фонтана, который теперь на этом месте.
Видимо, заказчики посчитали этот храм слишком маленьким. Появилась идея возвести собор фактически на Городском пруду, но там стройка оказалась невозможной.
После этого все и вылилось в Драму, то есть сквер у Театра драмы.
17 февраля 1930 года постановление Свердловского городского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов о сносе Екатерининского собора "для получения строительного материала" подписала его председатель - Анна Бычкова, единственная женщина во главе города за всю его историю.
Бычкова родилась в 1886-м. В 1906-м вступила в партию, ее дом стал центром распространения подпольной литературы, в том числе газеты "Искра". Ее арестовали, судили и отправили на вечное поселение в Сибирь. Ссылка оказалась не вечной: в 1910-м Бычкова бежала во Францию, затем в США, в Нью-Йорке вышла замуж за однопартийца. В 1917-м вернулась в Россию, на партийную работу.
Пост председателя горсовета занимала полтора года, с марта 1929-го по ноябрь 1930-го. Затем ее перевели на повышение в Москву, назначив председателем ЦК профсоюза дошкольных работников.
В 1938-м Бычкову лишили поста и исключили из партии "за потерю бдительности" (ее старшую сестру репрессировали как члена "левой оппозиции" и приговорили к высшей мере наказания - расстрелу). Анна пошла работать швеей-мотористкой на Московскую швейную фабрику, в начале войны вернулась в Свердловск, где до пенсии работала библиотекарем в первой городской больнице.
В 1955-м ее восстановили в рядах партии, она получила статус персонального пенсионера союзного значения, звание Героя Социалистического Труда, неоднократно избиралась делегатом партийных съездов. Бычкова стала первым почетным гражданином Свердловска.
Она скончалась в 1985-м в возрасте 99 лет. На ее могиле установлен один из самых впечатляющих памятников Широкореченского кладбища - беломраморная полноростовая фигура тоненькой девушки, прижимающей к груди пачку "Искры". В честь нее названа одна из улиц города в микрорайоне Синие Камни.
Подготовила Ксения Дубичева, Екатеринбург
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем