Хроника первых минут войны, когда советские летчики ударили 100-килограммовыми фугасными бомбами по территории врага
Уничтожить группировку противника и авиацию на аэродромах в р-не Тильзит, Рагнит, Жилен. Вылет немедленно.
Командир 7-й смешанной авиационной дивизии полковник Павел Петров.
В 3 часа 55 минут по московскому времени 22 июня 1941 года немецкая авиация начала удары по советским аэродромам в Литве и Латвии, а в 04.05 на территорию СССР обрушился артиллерийский огонь.
"Противника уничтожать"
Командование Прибалтийского особого военного округа было связано полученной в 01.30 из Москвы директивой наркома обороны № 1 - требовавшей в готовности встретить немецкое нападение, но "не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения".
И все же командующий военно-воздушными силами округа генерал-майор авиации Алексей Павлович Ионов - воевавший в небе с немцами еще в 1915 - 1917 годах - взял на себя трудно представимую сейчас ответственность.
Не боясь "поддаться на провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения", он уже около 04.30 отдал командиру дислоцированной на северо-западе Литвы 7-й смешанной авиационной дивизии (САД) полковнику Павлу Максимовичу Петрову единственно правильное, как мы теперь знаем, распоряжение:
"Командующий ВВС ПрибОВО к[оманди]ру 7 САД. Противника уничтожать".
"Вылет немедленно"
На командном пункте Петрова - в лесу в 5 километрах юго-западнее Шяуляя - распоряжение получили в 04.40.
И еще через 13 минут в штабах 9-го и 46-го скоростных бомбардировочных авиаполков приняли приказ комдива:
"Уничтожить группировку противника и авиацию на аэродромах в р[айо]не Тильзит, Рагнит, Жилен. Вылет немедленно".
Все указанные Петровым пункты находились на территории Германии, в Восточной Пруссии. Удар по ним был намечен еще в разработанном перед войной плане прикрытия госграницы...
Боевой приказ на вылет авиаполка должен был оформляться письменно и по стандартной схеме: сведения о противнике, о погоде, о соседях, задача, маршрут, высота, боевая зарядка машин, местонахождение командного пункта. Но тут командиры полков, майоры Михаил Иванович Скитёв и Михаил Иванович Сеньков, отдали, видимо, приказ краткий и устный. Ведь "вылет - немедленно"!
В 9-м полку только в 3 часа ночи завершили учения "по выходу из-под удара", и машины стояли готовыми к боевому вылету. Правда, экипажи отдыхали лишь полтора часа: в 04.30 аэродром подвергся удару девятки "Юнкерсов-88".
Тем не менее 5-я эскадрилья взлетела сразу по получении приказа, после пуска двух зеленых ракет. За ней - 4-я. Всего с аэродрома Паневежис поднялись 26 светло-серых бомбардировщиков СБ с изображенными на руле поворота "крылышками", на которых скрещены пропеллер и две красные молнии.
В 05.40 - после подготовки машин к вылету - с аэродрома Груджяй стартовали 27 бомбардировщиков 2-й, 3-й и 5-й эскадрилий 46-го полка.
"Границу не перелетать"
Командир 5-й эскадрильи 9-го полка, ветеран Хасана и финской войны 37-летний капитан Михаил Антонович Кривцов по прозвищу "Батя" (он погибнет в январе 1944-го подполковником, командиром полка бомбардировщиков Пе-2, под белорусскими Калинковичами), действовал как всегда - спокойно и обстоятельно.
Довел по радио до экипажей задачу (на земле времени не было).
Не торопясь, щадя изношенные моторы М-103, набрал высоту 7500 метров.
Сделав большой крюк, вышел на Тильзит с юга - а не с востока, откуда его ждали немецкие зенитчики.
Около 06.15 штурманы самолетов 5-й эскадрильи увидели, как на СБ комэска открылись створки бомболюка.
Сейчас из него полетят бомбы - и тогда нажмут на кнопки бомбосбрасывателей они, штурманы остальных машин!
Но именно в 06.15 в штаб 7-й смешанной авиадивизии поступает радиограмма из штаба Ионова:
"Границу не перелетать, уничтожать самолеты противника в своем районе. Вылетевшие самолеты по радио посадить на свои аэродромы"
Так приказал нарком обороны, Маршал Советского Союза товарищ Тимошенко.
Штадив передает приказ идущим к цели эскадрильям.
Створки бомболюка на кривцовском СБ закрываются...
Первый пошел!
... И тотчас же открываются вновь!
Капитан Кривцов решился проявить разумную инициативу и пренебречь не отвечавшим обстановке приказом!
Сейчас просто невозможно себе представить, чем рисковал тут военный сталинских времен. Тогда и не за такую самодеятельность попадали во "враги народа" - а тут одним нажатием кнопки можно превратить "провокацию германских генералов" в ВОЙНУ ГЕРМАНИИ ПРОТИВ СССР!
И кто сможет сейчас упрекнуть командира 5-й эскадрильи 46-го полка капитана Николая Романовича Бугая - повернувшего тогда свою девятку обратно?
А капитан Кривцов не поворачивает. В 06.20 22 июня 1941 года шесть 100-килограммовых фугасных ФАБ-100 отделяются от его СБ и летят вниз, на Тильзит!
Небо - голубое и ясное, ярко светит солнце.
Освободившийся от бомб самолет как бы подпрыгивает в воздухе.
"По ведущему" сбрасывают свои "сотки" и остальные экипажи.
Это были первые бомбы Великой Отечественной войны, упавшие на Германию.
Два капитана
Внезапность удара и примененный Кривцовым противозенитный маневр позволили 5-й эскадрилье уйти без потерь. Однако в 4-й - атаковавшей район Тильзита в 06.40 - 06.45 - немецкие зенитчики сумели уже сбить три СБ.
И выпрыгнувший с парашютом комэска-4, 37-летний капитан Иван Петрович Коротков в первый же день войны оказался в плену - откуда был освобожден лишь в мае 1945-го...
А 2-я и 3-я эскадрильи 46-го полка - бомбившие в 06.40 - 06.45 переправу через Неман у городка Вишвиль и городок Эйдкау - угодили в "осиное гнездо": в том районе находились аэродромы немецких истребителей.
Их пилоты были хорошо подготовлены, а СБ имели слабое оборонительное вооружение и были слишком пожароопасны.
Их бензобаки не имели затягивающего пробоины протектора, а отсеки самолета не были герметизированы. Пары бензина из пробитого бака быстро распространялись по всей машине - и от следующих пуль или снарядов вспыхивали...
И "Мессершмитты-109Ф-2" из II группы 53-й истребительной эскадры "Пик Ас" и I группы 54-й истребительной эскадры "Грюнхерц" сбили 12 из 18 наших СБ.
Всё же пулеметная очередь кого-то из стрелков-радистов 2-й эскадрильи поразила "мессер" командира II группы "пиковых тузов" 27-летнего капитана Хайнца Бретнютца - аса с 32 официальными победами. Тяжело раненый в ногу капитан сел на вынужденную на советской территории, 26 июня дождался там своих - но 27-го, несмотря на произведенную ампутацию, скончался от гангрены1.
Примерно к 12-13.00 22.VI. 41 немцы сбросили листовки с призывом прекратить сопротивление. По приказу Фомина и Матевосяна... листовки были уничтожены немедленно, а часть их собрана и по указанию т. Матевосяна на каждой из них старшина роты т. Мейер нарисовал свинью с головой Гитлера и надписью "Не будет места фашистской свинье в нашем советском огороде"... [плененный немец] был доставлен в штаб, его обклеили этими листовками и под угрозой смерти отправили в свою орду.
Александр Филь, рядовой, писарь штаба дивизии
1. По материалам: Тимин М.В. Воздушное сражение за Сталинскую Прибалтику. М., 2018. С. 121-127, 463-483.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем