За весь период Великой Отечественной войны Верховный Совет РСФСР созывался лишь один раз, 1-4 марта 1944 г. Его бездействие с 1941 по 1944 г. было следствием нестабильной ситуации на фронте, утраты значительной части территории РСФСР, грандиозной эвакуации людских и материальных ресурсов и не в меньшей степени - падения роли и формализации деятельности высших представительных органов государственной власти в условиях сталинского тоталитарного режима.
Повестка дня
Проект "порядка работы пятой сессии Верховного Совета РСФСР" представлял собой своего рода ее краткий сценарий1. 14 января 1944 г. Г.М. Маленков, А.А. Андреев и А.Н. Косыгин направили в Политбюро на имя И.В. Сталина записку, в которой содержалась просьба "разрешить созвать 1 марта 1944 г. очередную сессию и включить в ее повестку дня три вопроса: о бюджете на 1944 г., об образовании союзно-республиканских наркоматов обороны и иностранных дел и избрание председателя Президиума Верховного Совета"2. Решение "О сессии Верховного Совета РСФСР" было принято Политбюро через месяц - 14 февраля 1944 г.3 На следующий день, 15 февраля, Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ о созыве V сессии4.
Депутаты
Депутатский корпус Верховного Совета РСФСР первого созыва был избран 26 июня 1938 г. в составе 727 человек, из них 157 женщин. Больше половины (78,1%) составляли члены и кандидаты в члены ВКП(б), при этом доля рабочих и крестьян среди депутатов достигала 73,4%, а возраст подавляющего большинства колебался от 26 до 40 лет, при этом лишь половина народных избранников имела высшее или среднее образование5. Ко времени созыва пятой сессии численность депутатов по разным причинам сократилась до 636 человек6.
Сразу же после принятия указа аппарат Президиума Верховного Совета РСФСР развернул работу по подготовке к предстоящей сессии. За две недели до ее открытия председатели край(обл)исполкомов и президиумов Верховных Советов автономных республик получили телеграммы с перечнем депутатов, проживавших на их территориях, которых было необходимо информировать о предстоящей сессии. На следующий день персональные телеграммы получили сами народные избранники. Депутаты из сельской местности оповещались через председателей соответствующих райисполкомов. Оповещение депутатов, находившихся в действующей армии, производилось через Генеральный штаб Красной армии7.
Встреча
Для встречи участников сессии с 23 февраля 1944 г. к каждому из девяти московских вокзалов и аэропорту прикреплялся ответственный представитель Управления делами президиума. Для перевозки делегатов было задействовано 45 легковых автомашин и 5 автобусов от различных организаций, включая Наркомат обороны. Весь автотранспорт должен был сосредоточен в гараже Президиума Верховного Совета в здании Манежа, где была размещена диспетчерская служба. 21 февраля был составлен список депутатов и ответственных работников, имевших право вызова персональных автомашин. Для заправки были выделены две топливораздаточные автоколонки, в которых был обеспечен необходимый запас бензина, находившегося в условиях войны на особом учете8. Прибывшие депутаты проходили санпропускник (сказывалась обстановка военной поры) и затем на поданном транспорте отправлялись в лучшие гостиницы столицы - "Москву" и "Гранд-отель", где для них было зарезервировано 400 и 150 мест соответственно. Руководящим партийным и советским работникам (секретарям обкомов, председателям край(обл)исполкомов, директорам крупных предприятий) предназначались персональные номера.
В гостиницах были организованы киоски "Мосгорсправки", в которых можно было получить информацию об адресах жителей города, репертуаре театров, кино, перечне выставок, прибытии и отправлении поездов, стоимости железнодорожных билетов. Для депутатов были открыты парикмахерские и медпункты, филиалы почтовых отделений, театральные кассы. Каждого постояльца обеспечивали зубным порошком и мылом.
Делегатский набор
При регистрации в зале заседаний Совнаркома СССР (здание ГУМа) депутаты обеспечивались положенными выплатами, талонами на получение материалов сессии, памятками депутата, ночными пропусками, набором канцелярских принадлежностей (1 кг писчей бумаги, 3 блокнота, 10 ученических тетрадей, 10 карандашей, авторучка с флаконом чернил, коробка перьев для обычных ручек, 50 конвертов), талонами на питание и табачные изделия, а также промтоварную книжку для покупки товаров ширпотреба из специальных магазинов на сумму не более 1 тыс. рублей9. Здесь же, в зале регистрации была развернута продажа остродефицитной политической, художественной, научно-технической, популярной и детской литературы, причем круг покупателей был ограничен депутатами и гостями, исключая технический персонал, обслуживавший сессию10. Приобрести театральные билеты в филиале центральной кассы в гостинице "Москва" также могли только депутаты11.
Спецобслуживание
Депутаты и гости питались в ресторанах гостиниц "Москва" и "Гранд-отель", а сотрудников бюджетной комиссии и обслуживавший ее технический персонал кормили в буфете Управления делами президиума12. Прием прибывавших депутатов и гостей в ресторанах предполагалось начать уже 21 февраля, а с 25 февраля - закрыть ресторан гостиницы "Москва" на спецобслуживание. В гостинице "Гранд-отель" с этой целью закрылся один из двух залов. Для депутатов и гостей с хроническими заболеваниями предполагался ассортимент диетических блюд13.
Подробную информацию относительно графика приема пищи дали заместитель наркома торговли СССР В.П. Горлов и В.И. Левашов, занимавший пост начальника отдела столовых, ресторанов и кафе. Заместитель наркома сообщил, что депутатам будет предоставлено трехразовое питание: завтрак - с 9 до 11 или 12 часов, обед - с 14 до 15 и ужин - с 21 до 24 асов, хотя практика обслуживания депутатов только что закончившейся сессии показала, что вечерняя трапеза порой затягивалась до 2 часов ночи. Часы работы ресторанов должны были быть согласованы с графиком заседаний сессии.
На завтрак, состоявший из 4 блюд, предлагались простокваша, кефир, молоко, масло, малосольная семга, яйца всмятку, котлеты с гарниром или биточки, манная каша, кофе с молоком и чай с лимоном. Обед состоял из закуски, включавшей икру, грибы или майонез; первого горячего блюда - суточных щей, бульона с пирожком, супа-пюре из горошка, домашней лапши или овощного супа; второго горячего блюда - паровой осетрины, жареного судака, рубленой котлеты, натурального омлета или рисовой каши. На десерт можно было заказать компот из мандаринов, какао или свежие яблоки. На ужин предлагался ассортимент блюд из холодной осетрины, свиного шницеля, гречневой каши и т.д., а на десерт подавался чай с пирожным, клюквенный кисель или мандарины. Кроме того, повара при приготовлении пищи должны были по возможности учитывать особенности блюд национальной кухни.
В зале заседаний Верховного Совета в Кремле работали два буфета в президиуме и один - для обслуживающего персонала. В фойе для всех продавалась газированная вода. Кроме того, депутаты получали набор продуктов, выдаваемых в дорогу: он определялся 75% дневного рациона и стоил примерно 35 рублей (без ресторанной наценки).
В зале заседаний
Аппарат президиума тщательно предусмотрел подготовку зала заседаний: заранее были определены места для делегаций, обозначенные специально изготовленными указателями. Не менее внимательно подходили к размещению гостей. На свободные места в зале выдавали пригласительные билеты членам и кандидатам в члены ЦК ВКП(б), секретарям Московского городского и областного комитетов партии, членам Президиума Верховного Совета СССР, заместителям наркомов РСФСР, секретарям ЦК комсомола, ВЦСПС, руководящим работникам Наркомата обороны и военно-морского флота. При этом списки приглашенных председателей край(обл)исполкомов и совнаркомов автономных республик, не являвшихся депутатами Верховного Совета РСФСР, представлял Совнарком РСФСР.
На балконе с постоянными гостевыми билетами размещались ответственные работники ЦК ВКП(б), СНК СССР, Президиума Верховного Совета СССР, Комитета партийного контроля при ЦК ВКП(б), ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС, а также союзного и российского наркоматов финансов. Оставшиеся места были переданы МК ВКП(б) для распределения среди рабочих и служащих столичных предприятий в порядке выдачи разовых пропусков. В ложах и бельэтаже рассаживались наркомы СССР, представители дипломатического корпуса, а также корреспонденты советских и зарубежных периодических изданий. Выдачей пригласительных билетов занималась комендатура Московского Кремля14.
Среди организационно-технических мероприятий по подготовке сессии следует упомянуть подбор машинисток и стенографисток - 45 человек, а также обеспечение безопасности участников заседания. В частности, был составлен план эвакуации депутатов в бомбоубежище на случай военной тревоги. На заседании секретариата, видимо, обсуждались и другие меры по охране участников сессии. Об этом говорил сам факт присутствия на нем коменданта Кремля Н.К. Спиридонова15. Но эта часть стенограммы до сих пор не рассекречена.
1. ГА РФ. Ф. 385. Оп. 1. Д. 265. Л. 8, 12.
2. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1396. Л. 15.
3. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1049. Л. 84.
4. ГА РФ. Ф. 385. Оп. 1. Д. 383. Л. 162.
5. Архипова Т.Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны (1941-45 гг.). М., 1981. С.6.
6. ГА РФ. Ф. 385. Оп. 1. Д. 265. Л. 127; Д. 276. Л. 3.
7. ГА РФ. Ф. 385. Оп. 1. Д. 644а. Л. 9.
8. Там же. Л. 13.
9. Там же. Л. 12-14.
10. Там же. Л. 21-23.
11. Там же. Л. 23.
12. Там же. Л. 12-13.
13. Там же. Л. 19-20.
14. Там же. Л. 14-15.
15. Там же. Л. 1, 14-15.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем