Об этих таинственных портретах я узнала в студенческие годы на лекциях в Академии художеств. Преподаватели говорили о них как-то неуверенно и полушепотом: мол, созданы известной художницей Елизаветой Кругликовой по заказу партии, но сам Сталин остался ими очень недоволен, портреты скорее всего уничтожены...
В книжках, посвященных Елизавете Кругликовой, информация короткая и путаная. Искусствовед Сабина Перерве указывала, что 1925 году художница работала над портретами1. Искусствовед Екатерина Гришина утверждала, что в 1925 году сборник с портретами уже вышел2. Вслед за ней это повторяют и современные исследователи. Но ни в библиотеках, ни в архивах, ни в списках запрещенных книг этого сборника нет.
А портреты, оказалось, есть!
Дело № 1193
Уже несколько лет я по крупицам собираю информацию о Елизавете Кругликовой. Талантливой и до сих пор не раскрытой художнице, лично знавшей Матисса, Родена, Дягилева, Волошина, Ахматову, Цветаеву. Она была хорошо знакома и с моей семьей. Осенью 2021 года поиски привели меня в Российский государственный исторический архив, хранящий часть фонда Академии художеств. В этом учебном заведении Кругликова преподавала в советское время. Я решила пересмотреть дела - вдруг найдется что-нибудь, связанное с ней.
И вот - удача!
В папке, озаглавленной "Дело № 1193. Плакат", я нашла все 18 силуэтных портретов вождей революции, созданных Кругликовой!
Оказалось, я первая с конца 1920-х годов, кто затребовал эту папку.
Кругликова полностью подготовила портреты к печати - даже вырезала из черной бумаги макет титульной страницы (он был приложен к делу). Но любопытнейший проект так и остался в папке, став жертвой политической интриги.
"Пунцовая менада" революции
Елизавета Кругликова никогда всерьез не интересовалась политикой, хотя близко знала и Кропоткина, и Плеханова. Но в феврале 1917-го, как говорится, бес попутал: пятидесятилетняя дама пылко, совершенно по-юношески, увлеклась революцией. Поддержала Временное правительство, расхаживала с красным бантом, яростно выступала за "Заем Свободы", расписывала плакаты, кричала на митингах, мастерила из подручного материала политические скульптуры. Острый на язык Александр Бенуа, ее большой друг, назвал Кругликову "пунцовой менадой" не только за цвет ее щек, но и за политический "окрас".
Естественно, художницу активно привлекали к агитации. Особым спросом пользовались ее силуэтные портреты: в этой старинной технике она стала работать еще в 1915 году во время подготовки книги "Париж накануне войны". И преуспела! А теперь жаловалась близкому другу Сергею Шервинскому: "Боюсь, что не скоро удастся опять приняться за работу "для души", т. к. у меня сейчас есть заказы "для кармана" и надо спешить их выполнять"3.
Заказчики просили подготовить изображения политиков, разработать плакаты о борьбе с безграмотностью, создать серию открыток... Кругликова, сильно нуждавшаяся в деньгах, радовалась любому приработку. Но оставляла время и "для души". В 1921 году издала альбом "Силуэты современников. Поэты" с портретами известных деятелей Серебряного века - с большим вкусом, иронией, глубоким знанием персонажей. С этой книгой были прекрасно знакомы сотрудники издательства Академии художеств. Что и подтолкнуло их обратиться к Кругликовой с предложением подготовить силуэтные портреты вождей революции.
Почти ни с кем из них она не была знакома лично. Иных едва представляла. Но глупо отказываться от денег.
Елизавета Сергеевна вряд ли догадывалась, какие острые подводные камни скрывает выгодный коммерческий заказ.
Исчезновение "Вождей"
В июле 1924 года издательство Академии художеств и Елизавета Кругликова заключили договор. Художница должна была предоставить 18 силуэтных портретов на тему "Вожди Октябрьской революции". Определились с форматом: плакат тиражом 10 000 экземпляров4. И Кругликова спешно приступила к работе. За полгода нужно было создать 18 портретов - строго по списку, составленному издательством.
Проще всего было с Лениным - она уже делала его силуэты для разных изданий. С Луначарским вообще дружила, много беседовала с ним об искусстве и литературе. Троцкого помнила по 1917 году, Зиновьева и Каменева могла видеть в Ленинграде в 1920-х. А вот с прочими из списка было сложнее: понадобились их портреты и снимки.
Руководитель Производственного бюро издательства составил обращение на имя директора Музея революции с просьбой "разрешить профессору Академии художеств произвести зарисовки с портретов вождей, имеющихся в Музее"5.
В начале 1925 года заказ был исполнен. В описи издательства Академии художеств от 1 марта значатся оригинальные портреты и выполненные с них 19 клише (18 изображений и один титульный лист)6. Дело оставалось за малым - получить разрешение от ГУБЛИТа и отправить макет в печать.
Однако после 1 марта 1925 года "Вожди революции" исчезли из документации.
Ни одного упоминания.
Ни единой строчки в бумагах.
Будто ничего и не было.
Что же произошло с плакатом Кругликовой?
Зиновьев против Сталина
15 марта 1925 года, через две недели после подготовки "Вождей" к печати, опубликован декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР: "Изготовление жетонов, флажков, портретов и скульптурных изображений вождей может производиться после получения разрешения на то Главного управления по делам литературы <...> и распространять продукцию можно после регистрации разрешений ГЛАВЛИТа в Народном комиссариате Внутренних дел РСФСР"7. Правительство усиливало контроль над издательствами, что неудивительно в условиях ужесточившейся партийной борьбы.
Но это лишь косвенный ответ на вопрос, почему 18 вождей словно испарились.
А прямой можно дать с высоты знаний минувшего столетия: плакат слишком явно агитировал в пользу Григория Зиновьева, который во главе ленинградской оппозиции вел непримиримую борьбу со Сталиным и его группой в Политбюро. Возможно, и сам заказ на изготовление плаката исходил от Григория Евсеевича или кого-то из его близкого окружения. Именно в первой половине 1925 года Зиновьев начал активную агитацию в Ленинграде в пользу своей фракции: много и ярко выступал публично, печатал статьи и эссе с жесткой критикой Сталина. Надо, чтобы общественность поверила: именно Зиновьев - преемник Ленина и достойный продолжатель его дела.
Плакат Кругликовой - об этом.
Чтобы убедиться, достаточно посмотреть на расположение портретов. На первой странице (верхняя часть плаката), в центре первого ряда - Ленин, заметно крупнее остальных. Вождь будто обращается к Зиновьеву, который внимательно его слушает. Вот она - преемственность, прямая связь между вождем Октября и его главным наследником.
Справа от Ленина - второй по значению деятель "ленинградской оппозиции" Лев Каменев. Ниже - Луначарский. За ним - Калинин и Рыков.
Еще ниже, в центре - Лев Троцкий, уже проигравший в жестокой схватке с партийцами, но все еще сохранявший членство в партии и занимавший второстепенные посты. Он и на плакате занимает второстепенное место.
И лишь в предпоследнем ряду, между Леонидом Красиным и Григорием Петровским, помещен Сталин.
Он практически неузнаваем. У него комично удлиненное лицо и жирные усы. Он в сорочке и пиджаке, хотя никогда их не носил. Сталин больше смахивает на мастерового или приказчика. Таким его увидела Кругликова. И если ленинградский ГУБЛИТ, находившийся под влиянием Зиновьева, вполне мог пропустить проект, то его совершенно точно зарубил бы Народный комиссариат, подчинявшийся Политбюро.
К тому же комиссариату явно не пришлась бы по душе сама идея, довольно сомнительная, вождей, решенных в черном цвете. Они словно бы лишены лиц. От них остались лишь демонические тени. Публиковать такие портреты на агитплакатах перед новой серьезной схваткой, XIV съездом партии, было бы как минимум легкомысленно.
В итоге "Вождей" тихо положили под сукно.
В 1928 году, пролежав несколько лет в Производственном бюро издательства, портреты отправились на вечное хранение в архив. Их автор Елизавета Кругликова отделалась легким испугом - в 1925 году ее без объяснения причин не утвердили на должность профессора кафедры офорта Академии художеств. В реальности это означало безденежье и голод. Кругликова подключила московские связи. За нее вступились именитые мастера, в том числе ее хороший друг художник Михаил Нестеров.
Кругликову восстановили. И она еще долго и успешно преподавала в Академии художеств - там, где через много лет профессора неуверенно и полушепотом будут рассказывать нам об исчезнувших силуэтах вождей.
1. Елизавета Сергеевна Кругликова. Жизнь и творчество (составитель П.Е. Корнилов). - Л., "Художник РСФСР", 1969. - С. 25.
2. Гришина Е. В. Елизавета Сергеевна Кругликова. - Л, "Художник РСФСР", 1989. - С. 17.
3. РГАЛИ Ф. 1364. Оп. 4, Д. 356., Л. 3.
4. РГИА. Ф. 789, Оп. 32, Д. 1217, Л. 27.
5. РГИА, Ф. 789, Оп. 32, Д. 1193, Л. 3.
6. РГИА, Ф. 789, Оп. 32, Д. 1217, Л. 88.
7. РГИА, Ф. 789, Оп. 32, Д. 1124, Л. 126.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем