В конце 2021 года издательство "Политическая энциклопедия" выпустило монографию научного руководителя РГАСПИ Андрея Константиновича Сорокина "Практический работник" Георгий Маленков". "Практический работник, исполнитель любых поручений", - так героя исследования охарактеризовал Сталин. Это первая основательная биография Маленкова в отечественной исторической науке. 736-страничная книга, снабженная множеством архивных сносок и цветных факсимильных иллюстраций, предназначена для неспешной кабинетной работы.
Обложившись сочинениями Вильяма Шекспира и Роберта Бернса, я погрузился в неторопливое изучение увесистого тома массой почти 1,5 килограмма.
Поэзия чиновничьей души
Про английских поэтов сказано не для красоты слога. Георгий Максимилианович Маленков, ближайший соратник Сталина, ряд лет занимавший высшие государственные и партийные посты, а после смерти вождя два года возглавлявший Советский Союз в качестве Председателя Совета министров СССР, имел одну маленькую человеческую слабость. "По воспоминаниям сына Маленкова, Андрея, его отец знал и ценил английскую литературу, а Шекспир и Бернс были среди тех авторов, произведения которых в семье читались вслух"1.
Поэтические строки Шекспира и Бернса - ключ к пониманию картины мира и системы ценностей крупного государственного деятеля, внутренний мир которого по-прежнему остается затворенным для исследователей.
Психологическая закрытость Маленкова, всегда облаченного в застегнутый на все пуговицы полувоенный френч, в просторечии именуемый "сталинкой", сохранилась у него и после низвержения с политического олимпа. Ушедший в небытие в возрасте 87 лет, Георгий Максимилианович прожил долгую по меркам эпохи жизнь, но так и не удосужился написать воспоминания. Причина понятна и объяснена еще Пушкиным:
"Не лгать - можно; быть искренним - невозможность физическая. Перо иногда остановится, как с разбега перед пропастью - на том, что посторонний прочел бы равнодушно"2.
В жизни и судьбе Маленкова было слишком много трагических событий - Большой террор, организация "особой тюрьмы" для партноменклатуры на ул. Матросская тишина, 18; "ленинградское дело", физическое уничтожение лидеров Еврейского антифашистского комитета, - откровенный рассказ о которых был бы невозможен. Маленков вслед за Призраком отца Гамлета мог бы обобщенно сказать о тех государственных тайнах, которые ему суждено было унести в могилу:
Мне не дано
Касаться тайн моей тюрьмы. А то бы
От слов легчайших повести моей
Зашлась душа твоя и кровь застыла,
Глаза, как звезды, вышли из орбит
И кудри отделились друг от друга,
Поднявши дыбом каждый волосок,
Как иглы на взбешенном дикобразе.
Но вечность - звук не для земных ушей3.
Проза репрессий
Не имея возможности быть искренним, Маленков предпочел воздержаться от написания мемуаров. Психологически он не был готов предстать перед судом Истории, чтобы дать чистосердечные свидетельские показания.
Там в подлинности голой
Лежат деянья наши без прикрас,
И мы должны на очной ставке с прошлым
Держать ответ4.
Долгие годы работы со Сталиным, безоговорочное и точное исполнение любых его поручений, непростые взаимоотношения с ближним кругом Хозяина - всё это наложило неизгладимую печать на характер Маленкова. Молчаливость лучше многословия. Главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов вспоминал:
"Верховный Главнокомандующий не любил, чтобы разговоры с ним выходили за пределы его дверей. Наполеон говорил, что секрет есть секрет, пока его знает один человек. У Сталина могли знать секрет и два, и три человека: он и те, с кем шла беседа. Но если он, поговорив с кем-нибудь из товарищей, предупреждал: "Об этом знаете вы и я", - то можете быть уверены: ни один человек не решался сказать кому-либо о состоявшемся разговоре, и секрет оставался секретом"5.
Недавно рассекреченные архивные документы, цитируемые в книге А.К. Сорокина, позволяют приподнять завесу над некоторыми государственными тайнами, о которых был осведомлен Маленков. В июле 1958 года на заседании Комитета партийного контроля первый заместитель председателя Совмина Литовской ССР Петр Адамович Левицкий свидетельствовал о персональной ответственности Маленкова за предвоенные и послевоенные репрессии в Белоруссии: о "волне арестов, которая охватила интеллигенцию - писателей, поэтов и т.д. и т.п. Все это происходило по установке Маленкова". Левицкий подчеркивал, что когда они "привлекали отдельных работников органов государственной безопасности и НКВД к партийной ответственности за физическое избиение и убийство арестованных коммунистов... то все работники органов НКВД ссылались на то, что инструкции о применении физических мер воздействия были получены от т. Маленкова"6.
Георгий Максимилианович подтвердил справедливость этих и им подобных показаний, свидетельствующих о его личной причастности к преступлениям времен Большого террора: "Я не вижу оснований не верить товарищам"7.
Опыт расстрелов...
В сентябре 1937 года Маленков, в то время заведующий ОРПО (Отделом руководящих партийных органов) ЦК ВКП(б), в составе целой "бригады", в которую входили сотрудники НКВД, по поручению Сталина отправился в Армению. Сталинская телеграмма от 15 сентября 1937 года предписывала четкий план действий: "Пусть Маленков вызовет к себе Агрба (Алексей Сергеевич Агрба - член Бюро ЦК КП(б) Грузии, председатель ЦИК Абхазской АССР. - Авт.), сделайте ему небольшой опрос и арестуйте немедля. Пусть Маленков вызовет к себе второго секретаря ЦК Азербайджана Акопова, учините легкий допрос и арестуйте. Мы не доверяем Аматуни, считаем его троцкистом, но пока не стоит его арестовывать, а нужно собирать о нем материалы"8.
Компрометирующие материалы о первом секретаре ЦК КП(б) Армении Аматуни Симоновиче Аматуни (Вардапетяне) "бригада" собрала быстро. 23 сентября срочно созванный пленум ЦК КП(б) Армении принял решение об его исключении из партии и передаче в НКВД. В тот же день лишенный всех должностей Аматуни был арестован, а в 1938-м - расстрелян.
Пройдут годы, и политический долгожитель Анастас Иванович Микоян в своих воспоминаниях напишет: "В Ереване все шло по сценарию Сталина"9. Однако Микоян лукавил и было бы ошибкой обвинять в репрессиях одного Сталина. В монографии мы видим факсимильное воспроизведение телеграммы Микояна, Маленкова и М.И. Литвина10, датированной 22 сентября 1937 года и адресованной Сталину и главе НКВД Ежову о дополнительном "лимите" для Армении. "...Просим разрешить дополнительно расстрелять 700 человек из дашнаков и прочих антисоветских элементов. Разрешение, данное на 500 человек первой категории, уже исчерпывается"11. Разрешение было получено. "За 4,5 месяца 1937 года, т.е. с момента приезда в Армению Маленкова, только "тройкой" НКВД были рассмотрены дела на 5 017 человек, арестованных по указанию Маленкова, из которых было расстреляно 3 301 человек"12.
В конце октября 1937 года, когда по всей стране коммунистов в массовом порядке и без особых разбирательств исключали из партии за реальную или мнимую близость с "врагами народа", на сопроводительной записке к проекту документа, подготовленного Маленковым, Сталин оставил выразительные выводы и рекомендации. Вождь выделил два основных типа врага:
"1) Тип карьериста-коммуниста, желающего отличиться и выдвинуться на исключениях и вообще репрессиях. Заклеймить его!
2) Тип утонченного врага, желающего кричать о бдительности, замаскировать свою враждебность и сохраниться... перебить наши большевистские кадры, посеять неуверенность и подозрительность... Истребить его!"13
... и устранения конкурентов
Маленков просчитал многоходовую комбинацию вождя по неизбежному в ближайшем будущем истреблению "сталинского наркома" Николая Ивановича Ежова. Еще по всей стране продолжали висеть плакаты, наглядно изображавшие "Ежовые рукавицы", и акын Джамбул пел, обращаясь к главе НКВД: "Ты - око страны, что алмаза ясней...". Но "практический работник" Маленков уже уразумел: Сталин исподволь начинает готовить ликвидацию Ежова и его ближайшего окружения. Ежову предстоит угодить в расставленные им самим сети Большого террора.
Не Гамлетом ли был подсказан Маленкову этот вывод?
Забавно будет, если сам подрывник
Взлетит на воздух. Я под их подкоп,
Будь я неладен, вроюсь ярдом глубже
И их взорву. Ну и переполох,
Когда подвох наткнется на подвох!14
В сентябре 1938 года Маленков ловким противоминным зигзагом дистанцировался от недавнего сталинского фаворита, у которого он два года был заместителем заведующего ОРПО. "Ежов очень доверял Маленкову - и в деловом, и в личном плане"15. И даже просил Сталина назначить Маленкова своим заместителем в НКВД. Вождь отказал: заменить в ЦК "практического работника" было некем. Заметив, что Маленков в тяжелую минуту его бросил, Ежов заглазно обозвал того "дерьмом"16. Николай Иванович, чье образование ограничивалось первым классом начального училища и полуторагодичными курсами марксизма-ленинизма, "Гамлета" не читал...
Меня не мучит совесть. Их конец -
Награда за пронырство. Подчиненный
Не суйся между высшими в момент,
Когда они друг с другом сводят счеты17.
Маленков не стал соваться - и преуспел. 25 ноября 1938 года Ежов был снят с должности наркома внутренних дел. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить. Ежова арестуют в апреле 1939-го и расстреляют в феврале 1940 года.
Тогда же начался быстрый карьерный взлет Маленкова.
В марте 1939 года он стал членом ЦК и секретарем ЦК ВКП(б). "Практический работник" был способен не только на искоренение "врагов народа", но и на созидательную деятельность. Вождь это знал и ценил. Очень скоро Маленков станет ближайшим сподвижником Сталина и фактически вторым человеком в партии, потеснив самого Молотова, не говоря уже о Кагановиче. "С 22 июня по 31 декабря 1941 года Маленков побывает в кабинете Сталина 80 раз, а Молотов - 76, за весь 1942 год Маленков войдет к вождю 203 раза, Молотов - 188"18. У тех, кто входил в ближний круг Сталина, были очень непростые межличностные отношения. Вряд ли это было новостью для новоявленного секретаря ЦК, обожавшего Роберта Бернса:
Но эти милые особы
Полны такой взаимной злобы,
Что, если б высказались вслух,
Затмить могли чертей и шлюх19.
Звездный час члена ГКО
В годы Великой Отечественной войны член Государственного комитета обороны Маленков осуществлял контроль за выполнением решений ГКО по производству самолетов и моторов, по формированию авиаполков, своевременной их переброске на фронт; по всем вопросам, связанным с формированием и боевым использованием гвардейских минометных частей и воздушно-десантных соединений. По поручению Верховного Главнокомандующего Маленков не раз выезжал на фронт с инспекционными поездками. Вел себя в высшей степени достойно: не становился в позу стороннего наблюдателя, которого прислали лишь для того, чтобы выявлять изъяны и обличать нерадивых работников. Обнаружив те или иные проблемы, Маленков, используя свои полномочия члена ГКО, оперативно помогал военачальникам их решать.
Недавно расшифрованные и опубликованные шифротелеграммы позволяют в мельчайших деталях представить себе стиль работы члена ГКО, который по праву заслужил лестную репутацию "исполнителя любых поручений". 9 марта 1943 года он доложил Сталину о положении на Центральном фронте, которым командовал генерал-полковник Рокоссовский:
"Базы фронта отстоят от действующих частей на 350-400 километров. Ни одна танковая часть на Центральном фронте до сих пор не действует из-за неподвоза горючего с базы снабжения, расположенной в Ельце, к районам сосредоточения танковых корпусов, бригад и полков. На вполне исправных вездеходах мы ехали по единственной фронтовой дороге от Ельца до штаба фронта 15 часов. Взяли у Орловского обкома 30 тракторов и нарядили их Центральному фронту. Крепко нажмем на Рокоссовского и заставим его всерьез заняться тылом, так как из-за плохого тыла Центральный фронт может быть загублен"20.
И далее Маленков четко и компетентно перечисляет меры, которые Ставке необходимо предпринять, чтобы в кратчайшие сроки исправить положение. Верховный их всецело одобряет, и уже 13 марта Маленков сообщает: "Приняты и осуществляются серьезные меры по укреплению тыла Центрального фронта. ...За истекшие два дня удалось несколько выправить положение с обеспечением дивизий и танковых корпусов горючим и снарядами. ...Проводятся самые энергичные меры по скорейшему подвозу снарядов и горючего с фронтовых складов. ...Присматривался в эти дни к Рокоссовскому и Малинину (начальнику штаба фронта. - Авт.). Надо сказать, что тон на фронте задает сам Рокоссовский. Малинин довольно самостоятельный и уверенный в себе работник, но Рокоссовского он признает по существу и слушается его"21.
Присмотревшись к командующему фронтом, Маленков сделал обоснованный вывод: генерал-полковник Рокоссовский занимаемой должности соответствует и прекрасно справляется со своими обязанностями. Прошло полтора месяца, и 28 апреля 1943 года Сталин подписал Постановление СНК СССР N 463 о присвоении Рокоссовскому очередного воинского звания генерала армии.
Падение преемника
На совещании по кадровым вопросам, состоявшемся в ЦК в ноябре 1953 года, премьер Маленков без обиняков заявил о перерождении аппарата и в публичном пространстве сделал дорого обошедшийся ему вывод: с таким аппаратом обновление страны невозможно. Присутствующие аппаратчики были возмущены и растеряны. Хрущев молниеносно отреагировал: "Все это, конечно, верно, Георгий Максимилианович. Но аппарат - это наша опора"22. Зал разразился бурными аплодисментами.
С этого момента премьер восстановил против себя влиятельных представителей аппарата управления, что стало началом конца политической карьеры. Вот так, имея все козыри на руках после смерти Сталина, его самый реальный преемник без боя уступил лидерство Хрущеву и вчистую проиграл ему в подковерной борьбе за власть. Чем и заслужил анекдотическое прозвище Георгия Блаженного, побежденного Никитой Кукурузником (Первопочатником)23.
Впоследствии экс-премьер наверняка вспомнит этот поворотный пункт своей жизни и судьбы, когда будет перечитывать шекспировскую трагедию "Антоний и Клеопатра".
Я прекращаю службу
Твоим померкшим звездам. Кто из рук
Свалившееся счастье упускает,
Пусть с ним простится24.
Закат Маленкова был печален: с августа 1958 года по май 1968-го бывший министр электростанций СССР работал скромным директором Экибастузской ТЭЦ, находя утешение в стихах любимого Роберта Бернса:
Я проживу безвестной тенью,
Не слыша, как бегут мгновенья.
Когда ж порвутся жизни звенья, -
Покину свет,
Как и другие поколенья,
Которых нет25.
Холодным летом 1953 года по инициативе премьера Маленкова значительно снизили налоги с крестьянства и аннулировали прежние долги колхозов и колхозников. Возможно, это было самое важное, что он сделал для народа за десятилетия во власти. "Пришел Маленков - поели блинков"26 - выражение стало крылатым.
1. Сорокин А.К. "Практический работник" Георгий Маленков. М.: АФК "Система", Политическая энциклопедия, 2021. С. 632.
2. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. В 19 т. Т. 13. М.: Воскресенье, 1996. С. 244.
3. Шекспир В. Трагедии. Сонеты. М.: Художественная литература, 1968. С. 148.
4. Там же. С. 193.
5. Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная... М.: Дельта НБ, 2004. С. 106.
6. Сорокин А.К. "Практический работник" Георгий Маленков. С. 98.
7. Там же. С. 99.
8. Там же. С. 104.
9. Там же.
10. Михаил Иосифович Литвин - старший майор Госбезопасности, начальник IV (Секретно-политического) отдела Главного управления госбезопасности НКВД СССР. Впоследствии комиссар Госбезопасности 3 ранга, начальник УНКВД Ленинградской области. Получив приказ "сталинского наркома" Ежова срочно прибыть в Москву, за час до отхода поезда застрелился у себя на квартире.
11. Сорокин А.К. "Практический работник" Георгий Маленков. С. 107.
12. Там же. С. 109.
13. Там же. С. 114.
14. Шекспир В. Трагедии. Сонеты. С. 201.
15. Сорокин А.К. "Практический работник" Георгий Маленков. С. 49.
16. Там же. С. 51.
17. Шекспир В. Трагедии. Сонеты. С. 234.
18. Сорокин А.К. "Практический работник" Георгий Маленков. С. 202.
19. Бернс Р. Стихотворения. М.: Радуга, 1982. С. 129.
20. Советское военно-политическое руководство в годы Великой Отечественной войны. Государственный Комитет Обороны СССР. Политбюро ЦК ВКП(б). Совет народных комиссаров СССР: Сборник документов / сост. Л.П. Кошелева, Л.А. Роговая, О.В. Хлевнюк. М.: Кучково поле Музеон, 2020. С. 326.
21. Там же. С. 327.
22. Сорокин А.К. "Практический работник" Георгий Маленков. С. 567.
23. Мельниченко М. Советский анекдот: указатель сюжетов. М.: НЛО, 2021. С. 142.
24. Шекспир В. Трагедии. Сонеты. С. 611.
25. Бернс Р. Стихотворения. М.: Радуга, 1982. С. 155.
26. Сорокин А.К. "Практический работник" Георгий Маленков. С. 556.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем